Попытка развернуть на восток потоки товаров, от которых отказались западные страны, провоцирует нарастающий коллапс в транспортной системе России.
Вслед за тихоокеанскими портами, где очереди на разгрузку судов достигли месяца и более, срываются экспортные перевозки по системе Российских железных дорог, которые оказались не готовы к работе в направлении Азии.
Крупные нефтеперерабатывающие заводы жалуются, что РЖД начали массово отказывать в транспортировке нефтепродуктов на восток, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в отрасли.
С проблемами столкнулись Омский НПЗ «Газпром нефти», Киришский НПЗ «Сургутнефтегаза», Орский НПЗ «Фортеинвеста», принадлежащий «Татнефти» ТАНЕКО, а также заводы «Роснефти» в Башкирии.
РЖД не справляются с обеспечением потоков, и на станциях НПЗ формируются «пробки» из груженых вагонов — в отдельные дни их число достигало 400 единиц. Это «критично» для бесперебойной работы заводов, причем количество простаивающих цистерн «неуклонно увеличивается», жалуется в письме на имя гендиректора РЖД Олега Белозерова глава «Газпром нефти» Александр Дюков.
Вопрос неоднократно поднимался на заседаниях штаба Минэнерго и биржевом комитете ФАС, но «решения нет», говорят источники «Ъ».
Проблема в недостаточной пропускной способности БАМа и Транссиба, объясняет представитель РЖД: инфраструктура железных дорог в Восточной Сибири не готова к расширению торговли с Китаем, от которого Кремль ждет помощи экономике, травмированной санкциями.
Вывоз нефтяной продукции «носит стабильный характер», заверяет представитель РЖД, признавая, впрочем, что компании пришлось «ограничить погрузку» в направлении некоторых портов из-за «проблем с выгрузкой».
Коллапс на Дальнем Востоке начался еще в октябре, и проблема не решена: суда приходят во Владивостокский морской торговый порт из Китая и Кореи дней за 10–15, а потом еще по 25 дней ждут разгрузки, рассказывали VPost источники на рынке логистики. Если сейчас отправить груз в Россию поездом, то прибудет он в лучшем случае за месяц, а рассчитывать нужно на 1,5–2 месяца, утверждает один из них.
Для НПЗ, которые с 5 февраля подпадут под европейское эмбарго, проблемы РЖД могут обернуться дополнительными сложностями с экспортом, который и без того может сократиться на миллион баррелей в сутки. По данным Reuters, из-за потери рынка Европы нефтеперерабатывающая промышленность готовится к сокращению производства на 15%.