Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Россия рискует остаться без техники для строительства дорог из-за санкций

Андрей Рубцов / ТАСС

Российские строители автомобильных дорог могут остаться без необходимой техники из-за запрета на ее поставки в страну, пишут «Известия» со ссылкой на письмо депутата Госдумы Николая Новичкова премьер-министру Михаилу Мишустину.

Тракторы, экскаваторы, бульдозеры и другую дорожно-строительную и коммунальную технику в России выпускает небольшое количество предприятий — и в недостаточных объемах, подчеркивает депутат.

В 2021 году в России было произведено всего 870 автогрейдеров, 343 катка и 571 бульдозер. Однако после начала войны против Украины большинство заводов с локализованным производством прекратили выпуск. В частности, приостановили свою деятельность Caterpillar, Hitachi, John Deere и другие.

В итоге с февраля 2022 года отгрузки экскаваторов-погрузчиков снизились на 52%, катков — на 28%, кранов-трубоукладчиков — на 17%, а автокранов — на 4%.

Между тем, по оценке Российского дорожного научно-исследовательского института (РосдорНИИ), в ближайшие пять лет потребность в дорожно-строительной технике составит более 38 тыс. штук, из которых 15,2 тыс. — импортного производства.

«Сейчас реализуется ряд проектов по запуску новых производств в РФ, однако выход на значительные объемы выпуска произойдет через несколько лет, а техника нужна уже сегодня», — пишет депутат.

Он предлагает «провести аудит российских возможностей по выпуску дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники и включить дефицитные позиции в перечень продукции критического импорта». Но ряд документов усложняет параллельный импорт строительной техники, а зачастую делает процесс невозможным, отмечает депутат. Например, приказ Минпромторга от 31 мая 2022 года № 2197, требующий от импортеров иметь соглашение с иностранным производителем о поставке техники в Россию.

«Это фактически запрещает импорт самоходных машин в РФ из недружественных стран в рамках параллельного импорта», — пишет Новичков.

По состоянию на декабрь 2022 года парк дорожно-строительной техники и оборудования в России насчитывал более 65,6 тыс. единиц, из которых 26% были иностранного производства (16,9 тыс. штук), отметили в РосдорНИИ.

По скреперам, бетоноукладочным комплексам, антисергегационным перегружателям, телескопическим погрузчикам, самоходным машинам для стабилизации грунта и ресайклерам Россия на 100% зависит от импорта. Также до 70% иностранная техника представлена по таким позициям, как самосвалы, буровые станки, установки для забивки стоек барьерного ограждения, экскаваторов и ряда другого оборудования.

После введения санкций и отказа от поставок в Россию иностранных производителей у строителей дорог возникают трудности с ввозом запасных частей, комплектующих, электротехнической продукции, инструментов и расходных материалов для дорожно-строительной техники, отмечают в РосдорНИИ.

«Сейчас главная головная боль дорожников — чем заменить высококачественную импортную технику, которую мы раньше поставляли из США, Канады и стран Евросоюза. Российских и китайских аналогов многих видов погрузчиков, перегрузчиков асфальта, ресайклеров просто не существует», — говорит гендиректор строительно-инвестиционного холдинга «Автобан» Алексей Андреев.

По его словам, необходимо «в кратчайшие сроки решить», чем и когда будут заменены поставки, которые раньше шли из ЕС и США. «Строительные компании должны знать, как долго им предстоит держаться до начала стабильных поставок, и, исходя из этого понимания, планировать работу заводов и использование спецтехники», — заключил Андреев.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку