В 2022 году доля пустующих помещений под магазины на пешеходных улицах в Москве заметно увеличилась. Если год назад на них приходилось 11,9% от всех ретейлерских площадей в городе, то теперь — 18,7%. Об этом пишет РБК со ссылкой на исследование консалтинговой компании NFGroup.
Сильнее всего увеличилась доля простаивающих помещений на Кузнецком мосту — на 29,3 процентного пункта, до 48,6%. Это объясняется уходом из России иностранных брендов, так как улица была наиболее востребованной среди международных операторов флагманских магазинов.
Вакансии на пустующие помещения выросли и на Никольской улице. За год их доля выросла на +5,7 п. п. Одновременно увеличилась доля простаивающих помещений на Арбате — на 1,2 п. п. На Большом Толмачевском переулке и Садовническом проезде вакансии выросли на +34,9 п.п и 52,1 п. п. соответственно, однако их прирост непоказателен из-за небольшой протяженности улиц. На них одно закрытие может повлечь резкий рост вакансии, отмечают аналитики NFGroup.
Выросла доля пустующих помещений и на непешеходных улицах. Так, количество вакансий на Тверской улице увеличилось на 6,7 п. п. за год, до 26,1%. Это также связано с уходом иностранных брендов — например, здесь закрылся флагманский магазин H&M.
Из стрит-ретейлеров 36 международных брендов сократили свою работу в России. Из них 56% временно прекратили деятельность на территории России (20 брендов); 22% прошли через ребрендинг (8 брендов); столько же ушли из российского стрит-ретейла полностью.
После ухода зарубежных компаний с российского рынка опустели и помещения в торговых центрах. Вакансия в московских ТЦ достигала 16–17% — это самый высокий показатель с 2014 года, указывают аналитики NFGroup.
Помимо этого, в Москве было введено в эксплуатацию минимальное за последние 12 лет количество площадей под торговые центры. По данным Газпромбанка, в городе построили 126 000 кв. м троговых площадей.
В то же время резко упала посещаемость торговых центров в России. В крупнейших из них этот показатель сократился на четверть к году за 10 месяцев 2022 года. По сравнению с доковидным 2019 годом посещаемость упала еще сильнее — почти на 40%.