Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Несмотря на санкции, иностранные кинокомпании заключают сделки в России

Предоставлено Berlinale

Иностранные фильмы составляли основу индустрии кинопроката в России все последние годы. По данным Российского фонда кино, в 2021 году на иностранные фильмы пришлось почти 75% всех продаж билетов.

В марте 2022 года, после того как голливудские студии ушли с российского рынка, ситуация резко изменилась. Но последний Берлинский кинофестиваль («Берлинале») показал, что многие иностранные компании, в том числе крупные североамериканские студии, ранее отказывавшиеся вести дела с российскими дистрибьюторами, возобновили заключение сделок. 

Это подтверждает и Российский кинофонд, который сообщает, что в 2022 году на российские экраны вышло более 140 американских фильмов.

К сентябрю прошлого года западное кино, особенно инди-кино, уже снова начало опережать отечественное.

Берлинский кинофестиваль поддерживает Украину и даже использовал цвета украинского флага для своих значков и плакатов. В прошлом году он объявил, что не примет официальную российскую делегацию, поддерживающую политику Кремля. Однако этот запрет не распространялся на независимые компании. В этом году негосударственная компания «Централ Партнершип», занимающаяся прокатом и производством фильмов, а также входящая в состав холдинга «Газпром-Медиа», вышла на кинорынок вместе с другими независимыми кинематографистами.

Несколько немецких торговых агентов, ранее работавших с Россией, заявили, что их бизнес с российскими партнерами остался прежним, поскольку у них сложились «доверительные отношения», складывавшиеся десятилетиями. 

Французские компании также планировали продолжить поставки контента на российский рынок. Директор кинокомпании Unifrance Жиль Ренуар сказал, что российские зрители являются одними из самых активных потребителей фильмов из Франции и что французские кинематографисты верят в важность культурного обмена с Россией. По данным Unifrance, в 2022 году в российский прокат вышло 87 французских фильмов.

«Похоже, российские дистрибьюторы были наиболее активны на европейском кинорынке в Берлине, — говорит The Moscow Times Даниил Горошко, руководитель отдела закупок и генеральный директор A-One Films. В декабре компания Горошко выпустила в российские кинотеатры фильм «Треугольник печали».

«Треугольник печали»
«Треугольник печали» Предоставлено Hulu

В некоторых случаях иностранные компании официально заявили об уходе с российского рынка, а их представители не сотрудничают с российскими организациями. Но они продают свои фильмы сторонним дистрибьюторам, и в итоге фильмы все-таки попадают на российские экраны. Кроме того, многие ведущие российские дистрибьюторские компании открыли филиалы в других странах, чтобы упростить осуществление международных платежей по зарубежным контрактам. Несмотря на множество санкций, введенных США и Европой против российских госкомпаний, нет законов, запрещающих западным компаниям вести дела с российскими фирмами, не включенными в санкционный список. «С февраля по декабрь прошлого года мы не выпустили ни одного фильма, — говорит Даниил Горошко. — Мы много думали о том, что было бы правильно в сложившейся ситуации и какими должны быть наши принципы работы. На Берлинале мы купили только два фильма».

В целом, продолжает Горошко, фестивалем остались довольны. «На российском рынке нет крупных голливудских студий, способных охватить всю аудиторию. И хотя кинотеатров стало меньше, независимое кино продолжает привлекать массу зрителей, особенно если об этих фильмах говорят. Так что я бы не сказал, что российские инди-дистрибьюторы претерпели какие-то серьезные изменения». Горошко все же заметил некоторые отличия. В прошлом его компания распространяла фильмы по всему бывшему СССР, но сейчас он не занимается прокатом в Украине. И второе изменение можно было наблюдать после Нового года. «До недавнего времени многие киноплощадки в России скептически относились к показу отечественного кино. Но с января кинотеатры стали максимально наполнять свои программы такими фильмами».

«Чебурашка» на данный момент является лидером российского кинопроката. С начала нового года до конца февраля он сгенерировал более 70% отечественных сборов, приблизившись к 3 млрд рублей. До этого в отечественном прокате лидировала «Страна легенд» — экранизация исторического романа «Сердце Пармы», основанная на событиях XV века, когда Великая Пермь была завоевана Москвой.

 

 

Одним из важных событий кинофестиваля стало открытие Беларуской независимой киноакадемии (BIFA). Его запустила основательница Минского кинофестиваля «Северное сияние» Ольга Чайковская; режиссеры Дарья Жук, Андрей Кутило и Алексей Полуян; бывший программный директор минского фестиваля «Лістапад» Игорь Сукманов; и кинокритик Ирена Котелович.

Эта новая Академия была создана для представления беларуских кинематографистов, большинство из которых были вынуждены эмигрировать и не входят в официальные кинематографические организации Беларуси.

Европейские кинематографисты встретили новую киноакадемию с распростертыми объятиями. Берлинский кинофестиваль предоставил место проведения церемонии открытия, и на мероприятии присутствовала государственный министр Германии по культуре и средствам массовой информации Клаудия Рот. 

Многие российские кинематографисты также покинули родину, но пока не имеют зонтичной организации. Однако, когда мировые кинофестивали отказываются показывать российские фильмы, созданные при поддержке государства, но интерес к историям из России по-прежнему высок, создание подобной организации и российскими кинематографистами может быть лишь вопросом времени.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку