Басманный суд Москвы заключил под стражу Дарью Трепову, которая принесла бюст со спрятанной в нем взрывчаткой в кафе в Санкт-Петербурге, где проходил вечер «военкора» Максима Фомина (Владлена Татарского). Она пробудет в СИЗО до 2 июня.
26-летней девушке предъявили обвинение под двум статьям: теракт, совершенный группой лиц, и незаконное ношение взрывчатых устройств. По версии следствия, Трепова принесла в кафе взрывчатку и передала ее Фомину по указу лиц, «действовавших с территории Украины». В результате взрыва провластный блогер погиб, еще 40 человек получили ранения. Треповой грозит до 20 лет лишения свободы.
По ходатайству следствия, заседание по мере пресечения прошло в закрытом режиме. Прокуратура эту просьбу поддержала — обвинитель сослался на то, что «гласное рассмотрение может нарушить неприкосновенность частной жизни» участников по делу. Сама Трепова и ее защитник Даниил Берман были против.
Ранее источник в силовых структурах говорил РБК, что девушку могли использовать без ее ведома. На это указывает и то, что после вручения статуэтки она села недалеко от Фомина, когда он попросил ее об этом. Сама Трепова говорила, что ее подставили.
«Фонтанка» опубликовала пересказ допроса девушки. Из него следовало, что некий активист, с которым Трепова познакомилась в «Телеграме», предложил ей перебраться в Киев на позицию редактора в одном из медиаресурсов. Для этого ей надо было пройти «стажировку», чтобы доказать, что она «умеет бороться с российской пропагандой». Перед Треповой поставили задачу познакомиться с Фоминым и втереться в патриотическую тусовку, а затем дали задание передать «военкору» бюст с якобы прослушивающим устройством внутри. Саму статуэтку она получила в Москве из рук таксиста. За это Треповой купили авиабилет на самолет из Петербурга в Узбекистан, пообещав, что оттуда ее переправят в Украину. Как сообщила девушка, она поняла, что ее использовали, только после взрыва.
Национальный антитеррористический комитет обвинил в теракте украинские спецслужбы и «агентуру из числа лиц, сотрудничающих с „Фондом борьбы с коррупцией“ Алексея Навального», указав, что Трепова была «активной сторонницей» оппозиционера. В Кремле заявили, что Россия «столкнулась с киевским режимом, который поддерживает террористические действия».
В офисе президента Украины отрицают причастность ко взрыву в Петербурге. «Пауки едят друг друга в банке. Вопрос о том, когда отечественный терроризм станет инструментом внутриполитической борьбы, был вопросом времени, как прорыв назревшего нарыва. Необратимые процессы и Беды 2.0 ждут РФ», — написал советник главы офиса Михаил Подоляк.
Президент Украины Владимир Зеленский на просьбу прокомментировать убийство Фомина заявил, что он не думает о том, что происходит в Санкт-Петербурге или Москве — «об этом должна думать Россия».