Гражданские беспилотники в России предложили оснастить системами передачи данных о полете, чтобы ФСБ, МВД и другие силовые ведомства могли идентифицировать аппарат и оперативно решить, нужно ли его сбивать.
С такой инициативой выступила профильная ассоциация беспилотной авиации «Аэронекст», пишут «Ведомости» со ссылкой на письмо организации в Минтранс от 24 марта.
В частности, силовым органам предлагается передавать опознавательный индекс беспилотника, его плановый и фактический маршрут, а также координаты пункта дистанционного управления, с которого осуществляется управление или контроль средства.
Также предполагается обеспечить обратную связь с внешним пилотом, чтобы в случае необходимости уполномоченный орган мог направить команду о срочной посадке или возврате беспилотника, а при отказе сбить его, говорит гендиректор «Аэронекста» Глеб Бабинцев.
Кроме того, властям предлагается ввести требование для дронов, чтобы они были оснащены системой автоматического предотвращения столкновений. Технология должна будет заблаговременно обнаруживать другой летательный аппарат, уведомлять об этом его экипаж и уклоняться от него, чтобы затем вернуться на маршрут.
Определить перечень конечного состава оборудования для выполнения всех перечисленных требований невозможно, так как беспилотники отличаются по массе, назначению и сценариям применения, признал глава «Аэронекста».
На текущий момент решение о сбитии беспилотника принимается в случае, если он угрожает военным и гражданским объектам, прикрываемым ПВО, отметил источник в Минобороны. В онлайн-режиме беспилотники, за исключением тяжелых военных, сейчас не отслеживаются, говорит источник в одной из компаний на рынке беспилотной авиации.
Возможность передачи опознавательного индекса, плана полета и других данных может быть реализована с помощью транспондера или посредством передачи данных от наземной станции управления, отмечает советник гендиректора НИЦ «Аэроскрипт» Владислав Шифрин. Транспондеры российского производства уже есть в десятках различных моделей и модификаций, добавляет гендиректор и основатель компании «Флай дрон» Никита Данилов.
Интеграция беспилотников в общее воздушное пространство с помощью транспондеров — общемировая тенденция, говорит замгендиректора компании «Индустриальные дроны» Павел Плахотный. Однако это приведет к удорожанию сборки аппарата от 40 тыс. до 200 тыс. руб., предупреждает он.
Объекты военной и энергетической инфраструктуры в России стали подвергаться атакам беспилотников после начала войны в Украине. Как минимум в десяти регионах России власти запретили запускать беспилотные летательные средства.