Владимир Путин не хотел признавать международную договоренность 1994 г. о гарантиях безопасности Украине в обмен на ее отказ от ядерного оружия. Об этом рассказал бывший президент США Билл Клинтон, который вместе с Борисом Ельциным участвовал в подготовке и подписании Будапештского меморандума.
Клинтон и Путин, который тогда занимал пост премьер-министра, встретились на саммите Всемирного экономического форума в Давосе. «Владимир Путин сказал мне в 2011 г., за три года до захвата им Крыма, что он не согласен с соглашением, которое я заключил с Борисом Ельциным», — рассказал Клинтон на мероприятии в Нью-Йорке, где он и его жена Хиллари давали интервью. По его словам, Путин сказал:
Я с ним не согласен. Я его не поддерживаю. И оно меня не ограничивает.
«И с этого дня я знал», добавил Клинтон, что нападение Путина на Украину — «лишь вопрос времени».
Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия (Будапештский меморандум) — межгосударственный документ, подписанный 5 декабря 1994 г. лидерами Украины, России, Великобритании и США. Последние три страны взяли на себя обязательство уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины, воздерживаться от угроз или применения силы и экономического давления, а в случае каких-либо угроз Украине с применением ядерного оружия — требовать незамедлительных действий от Совета безопасности ООН.
Билл и Хиллари Клинтон, которая была госсекретарем при Бараке Обаме и в 2009 г. пыталась реализовать объявленную им «перезагрузку» в отношениях с Россией (где Дмитрий Медведев на время сменил Путина на посту президента), заявили, что Западу необходимо усилить поддержку Украины. По их мнению, она может победить в войне с Россией, если ей предоставить необходимое вооружение и боеприпасы.
Неспособность защитить Украину придаст смелости и агрессивности не только Путину, но и китайскому лидеру Си Цзиньпину, считает Хиллари Клинтон. По ее мнению, до российского вторжения в Украину Си мог начать операцию по присоединению Тайваня в течение двух-трех лет. Но провал российской армии и отпор, который российской агрессии дал Запад, могли заставить Си Цзиньпина отложить ее.
Клинтон также поделилась своим мнением о Путине:
Путин ведет то, что он считает праведной борьбой за подрыв западной демократии и восстановление, насколько возможно, Российской империи. Поэтому он не собирается останавливаться.
Чтобы вооруженный конфликт в Европе закончился, Украина должна либо победить Россию, либо по крайней мере освободить территории, оккупированные после начала войны, сказала Клинтон. Киеву необходим «рычаг давления», считает она: «Я бы ни при каких обстоятельствах не стала доверять Путину за столом переговоров, если у украинцев (при нашей поддержке) не будет достаточного рычага давления».