Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«У нас есть решение». Запрещенные компоненты Boeing и Airbus нашли дорогу к российским авиакомпаниям

Пелагия Тихонова / Агентство «Москва»

В прошлый четверг агенты ФБР ворвались в квартиру на 41-м этаже элитного жилого комплекса в Майами. Квартира, купленная 10 лет назад за $1,65 млн, принадлежит компании MIC-USA LLC, которой владеют два российских бизнесмена, Олег Пацуля и Агунда Макеева. (Забавно, что она расположена в одной из трех башен комплекса Trump Towers: Дональд Трамп, еще до своего президентства, дал девелоперам разрешение использовать его имя, чтобы жилье лучше продавалось, — и это действительно привлекло покупателей из России и Латинской Америки, отмечает The Maiami Herald, сообщившая об аресте.)

В пятницу в окружном суде Аризоны Пацуле и еще одному россиянину, Василию Беседину, было предъявлено обвинение в нарушении американских санкций в отношении российских авиакомпаний, которые США ввели после вторжения России в Украину.

Россияне в мае начали выстраивать схему поставки авиационных комплектующих, пишет The New York Times (NYT) со ссылкой на судебные документы. В августе Пацуля отправил электронное письмо в авиакомпанию «Россия» (входит в группу «Аэрофлот»), где написал:

В свете наложенных на Российскую Федерацию санкций у нас есть успешное решение возникших проблем.

В итоге обвиняемые стали выполнять заказы на поставку запчастей, включая дорогую тормозную систему для Boeing 737, для трех российских авиакомпаний, говорится в судебных документах. Двум из них продажа произведенных в США компонентов была строжайше запрещена постановлением Министерства торговли.

Пацуля и Беседин стали лишь частью международной сети тайных поставщиков, которые начали снабжать запчастями превратившуюся в изгоя российскую авиацию. В общей сложности за последние восемь месяцев 2022 г. из США в Россию было отправлено запрещенных деталей для самолетов на $14,4 млн, в том числе произведенных корпорацией Boeing — на $8,9 млн, пишет NYT со ссылкой на данные российской таможни.

В основном поставки медных проводов, графита, замков, стартера двигателя от Honeywell стоимостью $290 000 и даже простых винтов шли через зоны свободной торговли, промышленные парки, неизвестные компании в ОАЭ, Турции, Китае и Мальдивах. В общей сложности из США было осуществлено более 5000 поставок, показал анализ NYT на основе таможенной информации, предоставленной агрегатором торговых данных Import Genius.

Получателями стали авиакомпании, против которых США ввели санкции, включая «Аэрофлот», «Россию», «Победу», «Уральские авиалинии», S7 Airlines и Utair.

Объемы поставок со временем росли, поскольку Россия создавала все новые пути для параллельного импорта. На это ушло время, но теперь налаженные каналы «помогают ей получать некоторые ключевые компоненты», говорит Уильям Джордж, директор по исследованиям Import Genius.

Поставщики не всегда искали лазейки — в некоторых случаях запчасти отправлялись напрямую из США в Россию, отмечает NYT. Кроме того, российские перевозчики получали детали из Евросоюза, включая те, что были выпущены на заводах Airbus.

Boeing и Airbus уверяют, что ничего не поставляют в Россию и по мере сил отслеживают оригинальные запчасти и документацию, а также проверяют своих контрагентов. Airbus в апреле заявил, что исключит из списка клиентов любую компанию, занимающуюся техническим обеспечением и обслуживанием, если она поставит его детали российским авиаперевозчикам.

Далеко не все ввезенные в Россию запчасти являются новыми, отмечает издание «Проект», которое также проанализировало данные Import Genius (за март–август 2022 г.). Часто их снимают с зарубежных самолетов, становящихся донорами. До войны такая практика не была распространена, потому что можно было заказать детали у производителя. Теперь же Россия официально разрешила использовать запчасти, отремонтированные в Китае, Иране, ОАЭ, Индии, Узбекистане, Египте, ЮАР и других странах.

«Проект» также выявил поставки европейских и американских комплектующих через Таджикистан, Узбекистан и Киргизию; раньше эти страны не фигурировали среди партнеров российских авиакомпаний.

«Все заблокировать никогда нельзя», — сказал NYT партнер юридической фирмы Akin Gump Кевин Вулф, который отвечал за исполнение мер экспортного контроля в администрации Барака Обамы. Однако новые санкции сильно сократили возможности России по получению авиакомпонентов, настаивает он.

Импорт в Россию самолетов и запчастей упал с $3,45 млрд в 2021 г. до $286 млн после начала войны, согласно данным The Observatory of Economic Complexity, которая анализирует динамику международной торговли.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку