Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Аптеки предупредили о повышении стоимости лекарств на 20%

Сергей Киселев / Агентство «Москва»

Цены на лекарства, не входящие в список жизненно важных, вырастут на 20%, если Госдума примет законопроект об ограничении маркетинговых бонусов аптек, пишут «Ведомости» со ссылкой на участников рынка.

По их словам, ограничение 5% размера вознаграждения за оказание услуг по продвижению лекарств, которое готовится ввести Госдума, ударит по операционной прибыли аптечных сетей. В результате аптеки будут вынуждены либо закрываться, либо повышать цены на препараты, отметили представители сетей «Аптека фарма», «Аптеки 25» и «Ригла», а также в Ассоциации независимых аптек и маркетинговом союзе «Проаптека».

Резонансный законопроект внесли в Госдуму депутаты фракции «Справедливая Россия — За правду» 2 мая 2023 года. В пояснительной записке к нему отмечается, что с начала войны в Украине размер платы за услуги по продвижению лекарств в аптечных сетях в ряде случаев увеличился до 30% от объема продаж конкретного препарата. Бонусами производители стимулируют провизоров в аптеках советовать свой препарат клиентам.

Цель законопроекта — поддержка наименее обеспеченных групп граждан, заявил лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. «Сейчас аптечные сети берут с производителей неприличную плату за продвижение препаратов, этого быть не должно», — заявил он. По его словам, принятия закона, наоборот, приведет к снижению цен на лекарства, поскольку именно высокий размер «маркетингового сбора» является причиной удорожания медикаментов.

Совет Госдумы рассмотрел законопроект и направил его в комитет по промышленности и торговле. Там его подготовят к рассмотрению в осеннюю сессию в октябре 2023 года.

На сегодняшний день структура рентабельности аптечных сетей сильно зависит от маркетинговых бюджетов — на них приходится до 50–60% маржи, говорит директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. За счет бонусов сети уменьшают цены на препараты для конечного потребителя, подчеркнули в «Аптеки 25».

Чтобы компенсировать выпадающие доходы, участники рынка вынуждено поднимут цены на лекарства на 10–20%. Однако в некоторых случаях даже это не поможет сохранить аптеки на плаву — в отдаленных и труднодоступных территориях аптечные пункты будут закрываться, так как не смогут покрывать расходы на доставку препаратов, отметили в Ассоциации независимых аптек.

Также не исключено, что аптечные сети ограничат доступ российских производителей к полке, поскольку импортные препараты стоят дороже и вознаграждение с их продвижения будет выше, добавляет исполнительный директор ГК «Фармасинтез» Никита Пуния. По его словам, это скажется на доступности лекарств для населения.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку