Учителя 5–9 классов средней школы смогут преподавать без высшего образования. Для этого им будет достаточно среднего профессионального образования (СПО), заявил глава Минпросвещения Сергей Кравцов.
«В настоящее время готовится проект федерального государственного образовательного стандарта среднего профобразования по подготовке учителей-предметников для основной школы», — рассказал Кравцов на Петербургском экономическом форуме.
Как отмечает «Коммерсантъ», по действующим правилам программы СПО рассчитаны только на подготовку специалистов для детских садов и начальной школы, а учителям-предметникам необходимо окончить вуз.
В Минпросвещения пообещали, что новый «государственный стандарт среднего профобразования по подготовке учителей» будет активно обсуждаться с профессиональным сообществом, директорами школ и представителями региональной власти. Также документ направят на рассмотрение в Федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО).
Последняя версия программы среднего профессионального образования была принята в 2013 году. Она содержит перечень профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение. В Минпросвещения подготовили новый перечень, но он пока не вступил в силу.
В документ вносятся профессии, «соответствующие современным требованиям экономики и запросам рынка труда с учетом заявок от работодателей», говорилось в докладе правительства РФ о реализации госполитики в сфере образования.
В течение последних лет Минпросвещения неоднократно жаловалось на дефицит школьных учителей в регионах. Согласно подсчету центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, в 2021–2022 годах в РФ не хватало 3,1% специалистов. В свою очередь, Институт образования ВШЭ обращал внимание на рост числа учителей пенсионного и предпенсионного возраста.
Привлечение учителей без высшего образования в среднюю школу можно рассматривать только как временную меру, чтобы «заполнить кадровые дыры на местах», считает председатель комиссии по образованию Московской городской думы, заслуженный учитель России Евгений Бунимович.
По его словам, для учителя «нужна очень высокая квалификация», чтобы правильно донести знания. «Если такую способны дать в колледже — значит, пора его делать университетом», — отметил Бунимович.
«Даже если такие программы (подготовки преподавателей в колледжах.— ТМТ) появятся, качественного и количественного роста учительского сообщества не будет», — говорит председатель межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.
Работать в школу не идут не только молодые люди, «но и те, кто там уже работает, уходят из-за плохих условий труда», заметил Луховицкий. По его словам, можно «еще кучу открыть» колледжей или вузов для подготовки учителей, однако «люди все равно не пойдут работать в школу». «Так что мера неэффективная», — заключил эксперт.