Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Разработанные при Сталине «кукурузники» прекратят полеты из-за нехватки импортных запчастей

Dmitriy Pichugin

Российские авиакомпании могут прекратить полеты на самолетах Ан-2 («кукурузник») из-за проблем с поставками импортных запчастей.

О проблеме с комплектующими, которые до войны в Украине поставлялись из ЕС, рассказал гендиректор Московского авиационно-ремонтного завода (МАРЗ) Павел Ненастьев. По его словам, России необходимо наладить производство около 60 видов комплектующих для «кукурузников». При этом главной проблемой он назвал ремонт моторов.

Если не принять меры, у МАРЗ и других ремонтных предприятий «может просто-напросто прекратиться возможность оказывать сервисные услуги», сказал Ненастьев РБК. «Это грозит остановкой парка самолетов Ан-2», — предупредил он.

Директор Шахтинского авиационно-ремонтного завода (ШАРЗ) Владимир Соломатов подтвердил наличие проблемы. По его словам, завод продолжает оказывать услуги по ремонту Ан-2 благодаря небольшому запасу комплектующих. Но если не решить проблему с поставками запчастей, «через полгода машины начнут вставать», добавил Соломатов.

Процесс остановки парка Ан-2 может быть «достаточно скоротечным» — их флот будет сокращаться быстрее, чем операторы начнут получать воздушные суда на замену, отметил Нанастьев.

Однако с организацией комплектующих в России тоже есть сложности. «Мы бьемся за это пятый год, пытаемся разместить на любом мало-мальски значительном заводе заказ на комплектующие, которые легко выпускать, но нужны огромные объемы заказа и государственная поддержка», — рассказал гендиректор компании «Авиацентр-411» Вячеслав Казин.

Он добавил, что в распоряжении его компании есть ремонтный фонд на 50 самолетов и двигателей «кукурузников».

На текущий момент авиаремонтные заводы вынуждены использовать уже бывшие в употреблении компоненты, отмечает замдиректора авиакомпании «Аэропорм» Мария Давыденко. При этом качество ремонта «заметно ухудшилось», говорит гендиректор авиакомпании «Лайт Эйр» и «Русавиа» Дмитрий Торопов.

«Если год назад досрочная замена мотора требовалась один раз на десять самолетов, то сейчас иногда доходит до трех случаев», — пояснил Торопов. Также, по его данным, если до войны в Украине капитальный ремонт Ан-2 стоил до 3 млн руб., а двигателя — около 600 тыс. руб., то сейчас цены выросли до 5–7 млн руб. и минимум 2 млн руб. соответственно.

В Минпромторге пообещали сохранить перевозки на местных воздушных линиях с помощью легкого многоцелевого самолета «Байкал», который разрабатывает Уральский завод гражданской авиации.

В ближайшие пять лет «Байкал» не станет реальной заменой Ан-2 из-за несопоставимой стоимости и меньшей вместительности, считает начальник инженерно-авиационной службы лесопожарного центра «Север» Валерий Новиков. При этом, по его словам, Ан-2 смогут «без особых проблем» летать в течение 10–15 лет, если в России будет запущено производство по выпуску запчастей и комплектующих к ним.

Самолет Ан-2 был разработан в СССР при Иосифе Сталине, а первый полет совершил в 1947 году. В Советском Союзе его выпускали до 1971 года, а в Польше — вплоть до начала 2000-х. Кроме выполнения авиаработ эти самолеты перевозят пассажиров. По данным Росавиации на середину минувшего июня, к коммерческим перевозкам были допущены 40 «кукурузников» десяти авиакомпаний.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку