В Госдуме подготовили законопроект об уголовном наказании для иностранных должностных лиц и организаций за участие в расследованиях, «противоречащих интересам России». Автором поправок выступил председатель комитета нижней палаты по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев, пишет РБК со ссылкой на документ.
В пояснительной записке уточняется, что речь идет о сборе доказательств на территории России, в том числе дистанционном — с использованием видеоконференцсвязи. За это предлагается сажать на срок до пяти лет.
Пискарев приводит в пример помощь Международному уголовному суду (МУС) в Гааге, который выдал ордер на арест президента РФ Владимира Путина по обвинению в незаконной депортации украинских детей.
Депутат отмечает, что МУС, а также межгосударственные следственные группы «недружественных» стран собирают доказательства преступлений, «якобы совершенных» российскими военнослужащими и должностными лицами на войне в Украине.
По словам Пискарева, из-за сложностей «с официальным сотрудничеством в правоохранительной и судебной сферах» иностранные организации могут предпринимать «односторонние меры по нелегитимному» получению каких-либо сведений от граждан страны и иных лиц на территории России, «в том числе путем дистанционных трансграничных контактов из-за рубежа».
По словам Пискарева, в результате такого взаимодействия россиян, в том числе военнослужащих, «могут побуждать выезжать за рубеж» для дальнейшего задержания.
В правительстве законопроект поддержали. Однако перед его внесением в Госдуму потребуется устранить несколько замечаний. В частности, кабмин отметил, что достичь заявленных в документе целей на практике сложно, если речь идет о дипломатических представителях иностранных государств и иных гражданах с иммунитетом. В случае совершения этими лицами преступления на территории России вопрос об их уголовной ответственности «разрешается в соответствии с нормами международного права» (часть 4 статьи 11 УК), напомнили в правительстве.
Кроме того, законопроект не учитывает, что взаимодействие с иностранными правоохранительными и судебными органами «может осуществляться не только в рамках международного договора, но и в соответствии с международным соглашением или на основе принципа взаимности», подчеркивается в отзыве.
Также в правительстве напомнили, что после ордера МУС Путин подписал закон о тюремных сроках за исполнение решений международных организаций, в которых не участвует Россия. В Уголовном кодексе появилась новая статья 284.3 — по ней грозит до пяти лет лишения свободы. Кабмин отметил, что она устанавливает ответственность «за совершение деяний, схожих с перечисленными в проектируемой статье 294.1 УК». Также поправка Пискарева содержит отдельные признаки преступления, предусмотренного статьей «Шпионаж» (276 УК).
МУС выдал ордер на арест Владимира Путина и уполномоченной по правам ребенка в РФ Марии Львовой-Беловой 17 марта. Их обвиняют в организации незаконной депортации украинских детей, что квалифицируется как военное преступление.
В Кремле саму постановку вопроса об аресте Путина посчитали «возмутительной и неприемлемой». В то же время пресс-секретарь президента Дмитрий Песков напомнил, что Россия не признает юрисдикцию Международного уголовного суда, соответственно, все его решения для нее «ничтожны с точки зрения права».