Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Что думают учителя и эксперты о новом учебнике истории, восхваляющем «героев СВО»

Ярослав Чингаев / Агентство «Москва»

В новых учебниках истории для старшеклассников, которые представили министр просвещения Сергей Кравцов и помощник президента Владимир Мединский, переписаны разделы о периоде с 1970-х и до нулевых, а также добавлен раздел о «возвращении» Крыма и «спецоперации» российских войск в Украине. 

Главу о «спецоперации» открывает цитата Путина о том, что «мы не начинали никаких боевых действий, мы пытаемся их закончить». В этой главе говорится о том, что «главным бенефициаром украинского конфликта стали США», о «возрождении нацизма» и о том, что «идеей фикс» западных стран стала «дестабилизация положения внутри России». Российские военные в Украине, как указано в учебнике, «сражаются за добро и правду», «подрывая себя вместе с врагом» и «ведя бой в горящем танке».

Вот некоторые цитаты из нового учебника:

    Украина — ультранационалистическое государство. Сегодня любое инакомыслие на Украине жестко преследуется, оппозиция запрещена, все русское объявлено враждебным. 
    Мужество и готовность отдать жизнь за родину — это то, что из века в век было и есть присуще русскому, советскому, российскому солдату. 
    Все эти так называемые санкции — это важно понимать — абсолютно незаконные. Они нарушают все нормы международного права…
    Думайте: почему, зачем и за что «отрабатывают новости» те или иные «оппозиционеры», «лидеры мнений», «популярные блогеры» и т. п. В чьих интересах? Думайте. И тогда вы не станете жертвами дешевых манипуляций.

      Кроме того, авторы учебника ругают Горбачева, отмечая, что его реформы отличались «непродуманностью и непоследовательностью», что он «плохо ориентировался в проблемах промышленности, армии, ВПК, слабо разбирался в вопросах внешней политики. Он никогда не работал на производстве: не руководил стройкой, не был директором крупного завода. Не было у него и опыта министерской работы». Глава о перестройке тоже открывается цитатой Путина — о том, что развал СССР — это «крупнейшая геополитическая катастрофа» двадцатого века.

      Учителя отмечают, что не применять учебник тем, кому не понравится его содержание, будет непросто. «Увы, уже давно — лет пять как минимум — можно работать только по учебникам, разрешенным министерством. И каждый год из этого списка вычеркивают, как водится, лучшее (из имеющегося), — рассказала The Moscow Times учительница одной из петербургских школ на условиях анонимности. — Берешь учебник не из списка — подставляешься (случайная проверка, жалобы родителей)».

      При этом некоторая свобода у преподавателей есть: другая учительница, работавшая сначала в государственной, а затем в частной школе, добавляет, что в государственной школе обычно сначала массово закупаются учебники, а потом по ним пишется рабочая программа. «Но программу учитель пишет под себя, — говорит она. — Если он заинтересован, то может не просто переписывать учебник, а использовать или не использовать какие-то главы, выносить на самостоятельное изучение. Или сдать прошлогоднюю программу, а рассказывать что-то свое». В некоторых частных школах, добавляет она, учебники вообще не используют. Но такая схема тоже работает по договоренности с родителями — если они пожалуются на «самодеятельность» учителя, это может привести к конфликту с администрацией школы или чиновниками. 

      Эксперты при этом считают, что содержание учебников, даже если они будут применяться в большинстве школ, вряд ли напрямую повлияет на взгляды учеников. «Утверждать, что школьный курс истории формирует на всю жизнь идеалы и ценности — большое преувеличение, — пишет политолог Михаил Виноградов. — Сегодняшние 60- и 70-летние учились по учебникам, полным презрения к царям и попам и романтики по отношению к революциям и борьбе бедных против богатых. Но потом все оказалось не так линейно и предустановленные в школе ценности потихоньку поменялись. Незаметно для самих носителей».

      Кандидат исторических наук Олег Петрович-Белкин по просьбе The Moscow Times изучил доступные в Сети фотографии страниц нового учебника и пришел к выводу, что многие факты, приведенные авторами, «либо выдуманы, либо сфальсифицированы».

      Петрович-Белкин отмечает, например, что в начале главы, посвященной «СВО», события в Украине в 2014 году (Евромайдан) названы «государственным переворотом», хотя по историческим критериям это не является переворотом; переворот — это «свержение власти фракцией внутри самой власти, контролирующей силовые структуры», он обычно не включает участие широких слоев населения, как это было в Украине.

      Эксперт добавляет, что в начале главы об «СВО» сразу после цитаты Путина о том, что «не мы начали войну», авторы учебника спрашивают у школьников, каковы причины «СВО» и почему она началась именно в феврале 2022 года. «Это особенно забавно с учетом того, что вообще никто не знает ни реальных причин, ни целей этой спецоперации, которые постоянно меняются, и у даты ее начала тоже нет никакого объяснения, — говорит Петрович-Белкин. — И отдельно непонятно, как приведенная выше цитата поможет ответить на этот вопрос, во всем этом просто нет не только исторической, но и обычной человеческой логики». 

       

      Фото: РБК
      Фото: РБК

      Далее, продолжает эксперт, следует раздел, посвященный санкциям, где говорится, что «санкции незаконны», а «большая часть земного шара нас поддерживает». «Но откуда в таком случае у нас уже 49 стран в списке „недружественных“ государств, если, как пишут в учебнике, большая часть земного шара „с пониманием относится к политике России, направленной против так называемого однополярного мира“?» 

      В учебнике указано, добавляет Петрович-Белкин, что санкции против России повредили Европе, которая попала в энергетическую зависимость от США, и Штаты стали главным выгодоприобретателем этой войны. «По такой логике очень легко прийти к выводу, что Путин — агент США, раз он начал то, что так выгодно Штатам, — говорит эксперт. — А особенно меня убило то, как в целом описано происходящее. Казалось бы, [кто бы ни был прав в войне], это гибель огромного количества людей, обострение социальных проблем. Но в учебнике об этом говорится: „Такие уникальные времена случаются в истории не часто. После ухода иностранных компаний многие рынки перед вами открыты, это фантастические возможности для карьеры в бизнесе и собственных стартапов. Не упустите этот шанс! Сегодня Россия — воистину страна возможностей“. Причем этот фрагмент выделен жирным шрифтом, то есть это такой промежуточный вывод авторов в разделе о войне». 

      Эксперт отмечает, что авторы учебника начинают главы с некоего тезиса (например, о том, что «Украина — ультранационалистическое государство»), а затем пытаются его обосновать, хотя по правилам написания исследований и учебников должно быть наоборот: сначала нужно доказать некий тезис, а потом уже постулировать его в качестве вывода. «Интересно, что Украину авторы учебника обвиняют в нарушении свободы слова, в репрессиях и в том, что она уничтожает все, что касается общего прошлого русского и украинского народов, при этом в самом же этом учебнике авторы переименовали Киевскую Русь в Древнюю Русь, — рассуждает Петрович-Белкин. — Это типичный механизм, когда мы врагам приписываем те пороки, которые свойственны нам самим». 

      «В целом в учебнике никто не скрывает пропагандистского тона, — заключает Петрович-Белкин. — Там огромное количество цитат Путина, которые ни разу не ставятся под сомнение, какие-то призывы и практические советы, мол, „будьте бдительны, не становитесь жертвами дешевых манипуляций блогеров“ — это какое-то пособие по повседневные этике, а не исторический учебник. О санкциях авторы пишут „произошло невиданное и снова немыслимое“, — мало того, что это оценочная фраза, непонятно, что она вообще значит и где они увидели выражение „снова немыслимое“». 

      Фото: РБК

      читать еще

      Подпишитесь на нашу рассылку