Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

У России начались проблемы с экспортом зерна после ударов Украины по Новороссийску

Российские экспортеры зерна сталкиваются с нарастающими сложностями при вывозе продукции на мировые рынки на фоне обострения ситуации в Черном море, где военные РФ ударили по портам Украины на Дунае, а ВСУ ответили атакой на Новороссийск.

Зерновые трейдеры, морские перевозчики и страховщики все больше опасаются работать с российскими контрагентами и резко повысили для них ставки фрахта, а также плату за страховые услуги, сообщает Reuters со ссылкой на источники в судоходных и торговых компаниях.

Страхование зерновозов, следующих в Новороссийск и Тамань, которые обеспечивают 70% российского зернового экспорта, стоит на десятки тысяч долларов в день дороже, чем для аналогичных судов, идущих в Румынию или Болгарию, утверждают источники агентства.

И до выхода Кремля из зерновой сделки такая страховка требовала уплаты «премии за риск» в размере около 10 тысяч долларов в день. Но после украинских ударов ставки поднялись еще выше, говорят источники Reuters.

По мнению двух собеседников агентства, эскалация в Черном море ударит по объемам российского экспорта, так как судоходные компании уже остерегаются отправлять в российские порты свои корабли, особенно более новые бóльшей грузоподъемности.

После выхода из зерновой сделки Россия заявила, что будет считать законной военной целью все следующие в Украину торговые суда. Киев ответил аналогичным предупреждением и нанес удар морскими беспилотниками по кораблям близ Новороссийска.

В ночь на 4 августа получил повреждения военный большой десантный корабль «Оленегорский горняк» — четвертый БДК, попавший под украинский удар с начала войны. В ночь на 5 августа беспилотник-камикадзе атаковал танкер «Сиг» в районе Керчи.

Это еще больше повышает риски для судовладельцев, как минимум три из которых уже перестали возить российское зерно, а другие вынуждены постоянно просчитывать риски санкций. Сделать это непросто, учитывая тот факт, что структура владения портами в России непрозрачна, и многие опасаются, что их конечными собственниками могут оказаться подсанкционные лица, говорит Майк Солтхаус, глава внешних связей страховщика NorthStandard.

По словам другого топ-менеджера отрасли, даже заправка в российскому порту может оказаться нарушением санкций. «О какой нормальной торговле может идти речь?» — сетует он.

В прошлом году Россия экспортировала рекордные 60 млн тонн зерновых при помощи крупнейших западных трейдеров Cargill, Louis Dreyfus и Viterra. Но все они объявили об уходе с российского рынка с 1 июля.

Международные компании сейчас почти не сотрудничают с Россией, а «перевозкой в основном занимаются российские трейдеры, использующие корабли, к которым международные компании даже не прикоснутся», говорит источник Reuters.

Речь идет о старых, списанных на металлолом сухогрузах, возраст которых зачастую превышает 30 лет, — они составляют «теневой флот» для экспорта российского зерна, аналогичный тому, что Москва собрала для торговли нефтью в обход санкций.

В последние месяцы России пришлось самостоятельно искать все больше судов и все сильнее полагаться на «теневой флот» зерновозов, которыми управляют турецкие и китайские компании, рассказывают источники Reuters.

По прогнозу Международного совета по зерну, экспорт пшеницы из России в наступившем в июле сельскохозяйственном году составит 44,7 млн тонн — примерно столько же, сколько годом ранее, а зерновых в целом — 54,6 млн тонн. Российский Минсельхоз ждет экспорта в объеме 55,2 млн тонн — на 8% меньше, чем годом ранее.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку