Ведущие вузы Москвы и Санкт-Петербурга подняли стоимость обучения в 2023/2024 учебном году в среднем на 12%, пишут «Ведомости» со ссылкой на собственные расчеты.
Стоимость выросла на наиболее популярных по версии Минобрнауки направлениях: «информационные системы и технологии», «экономика», «менеджмент», «информатика и вычислительная техника», «юриспруденция», «лингвистика» и «журналистика».
Сильнее всего подорожало обучение во ВШЭ, РАНХиГС, СПбГУ и МИФИ. В последнем по отдельным программам цены выросли на 18–22%. Так, например, за обучение на «информационных системах и технологиях» и «программной инженерии» придется заплатить 340 тыс. руб. против 286 тыс. руб. годом ранее.
Стоимость направления «прикладная математика» выросла с 256 тыс. до 310 тыс. руб., а «физика» — с 287 тыс. до 350 600 руб. за год обучения.
В РАНХиГС отдельные направления стали дороже на 12%. Например, «экономика и управление бизнесом» и «мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность» — обе стоят 460 тыс. руб. против 410 тыс. в прошлом году.
На 10% подорожали «юриспруденция междисциплинарные исследования», «международные отношения: политика, бизнес, экономика» и «диджитал-реклама и связь с общественностью» — цены на них выросли до 450 тыс., 596 тыс. и 430 тыс. соответственно.
В СПбГУ стоимость обучения выросла от 5 до 11% в зависимости от специальности. «Программная инженерия» подорожала на 11%, до 335 тыс. руб., «информационные системы и технологии» — на 10%, до 251 тыс., «экономика» — на 9%, до 321 тыс., «юриспруденция» — на 8%, до 397 тыс.
Во ВШЭ цены на отдельные направления не изменились, к примеру, на программу «информационные системы и технологии» (420 тыс. руб.), «юриспруденция» (460 тыс.), «лингвистика» (450 тыс.), «журналистика» (590 тыс.) и «международный бизнес» (1 млн).
Однако программа «менеджмент» подорожала на 18%, до 770 тыс. руб., «прикладная математика и информатика» — на 8%, до 730 тыс., а «реклама и связи с общественностью» — на 4%, до 730 тыс.
Вузы не имеют права опускать стоимость ниже цены, определенной государством, и ориентируются на нормативы финансирования специальностей от Минобрнауки, пояснила профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
«Вузы также ориентируются на инфляцию и конкуренцию. Они принимают во внимание разные стратегии: одни держат высокую ценовую планку, учитывая достаток семей, которые к ним придут», — отметила Абанкина.
60–70% расходных обязательств вузов — это фонд оплаты труда преподавателей, говорит профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. Также, по его словам, на повышение стоимости влияют и расходы на коммунальные услуги.
Высшие заведения «смотрят друг на друга» и повышают стоимость, чтобы бороться с внутренним демпингом, объясняет директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. «Это в точности как на рынках: не дают кому-то снижать цену, и у всех она получается единая», — заключил эксперт.