Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

ФСБ создает на Западе сети пророссийских инфлюенсеров с помощью «независимых» НКО

Митинг в поддержку действий России «Russia is not our enemy» в Нью-Йорке
Митинг в поддержку действий России «Russia is not our enemy» в Нью-Йорке Caleb Maupin / YouTube

Российские спецслужбы пытаются «взрастить» в США и Европе лидеров общественного мнения, которые придерживались бы пророссийской позиции и влияли в будущем на ход дискуссии и политику в своих странах. Для распространения пропаганды и налаживания связей с потенциальными инфлюенсерами используются номинально независимые неправительственные организации, пишут The New York Times (NYT) и CNN со ссылкой на рассекреченные сегодня аналитические материалы американской разведки.

Когда Россия пыталась повлиять на общественное мнение в США перед президентскими выборами в 2016 г., она применяла методы, имевшие целью краткосрочный эффект – усилить напряженность с помощью постов в соцсетях и распространить дезинформацию с целью пошатнуть доверие американцев к демократическим институтам. Но в представленных разведданных описывается, как российские спецслужбы, в частности ФСБ, реализуют долгосрочные программы через частных лиц. Сотрудничающие с ФСБ россияне или сами оперативники налаживают отношения с влиятельными либо потенциально влиятельными людьми в США и европейских странах, чтобы распространять выгодную Кремлю информацию.

Как и в случае с отмыванием денег, когда для сокрытия источника их происхождения используется несколько фирм-пустышек, в таких программах ФСБ может скрываться за несколькими «прокладками» в лице вроде бы независимых организаций и частных специалистов.

«Эти операции по распространению влияния сознательно реализуются в малых масштабах, а их конечная цель – чтобы лица из США и западных стран, на внешний взгляд, органично представляли бы эти идеи, – рассказал CNN американский чиновник, наделенный полномочиями обсуждать представленные материалы. – Строятся эти операции прежде всего на личных отношениях, на доверии, чтобы потом можно было оказывать влияние [на попавших в разработку людей] и тайно проталкивать через них повестку ФСБ».

При этом практически наверняка они не подозревают о том, что на них оказывается влияние и какую роль они играют, пояснил чиновник:

В конечном счете в большинстве случаев мишенью становятся люди, которых используют втемную, – они не подозревают, кто на самом деле продвигает через них эти истории.

Вот один пример. Россиянин Андрей Степаненко основал в 2014 г. медиапроект, который спонсировал поездки журналистов из США и других западных стран в восточную Украину, чтобы они могли узнать, что на самом деле происходит в регионе. В реальности же действиями Степаненко руководила ФСБ (где он работал с 2014 про 2019 гг.), которая «практически наверняка и финансировала проект», говорится в рассекреченных материалах.

Другой пример связан с Натальей Бурлиновой. Она приглашала американцев из академической среды принять участие в работе основанной ею некоммерческой организации Creative Diplomacy. Эта НКО представлялась как проект народной дипломатии, в рамках которого молодым лидерам предлагалось налаживать и развивать диалог с Россией. По данным Creative Diplomacy, в ее программе приняли участие 80 человек из значительного количества стран.

На самом деле куратором Бурлиновой был офицер ФСБ Егор Попов, который следил за ее деятельностью и предоставлял имена граждан США, к которым она должна была обращаться. Об этом говорится в обвинении, которое в июне обнародовало Министерство юстиции США, введя санкции в отношении Попова и еще одного офицера ФСБ. В материалах разведки также указывается, что спецслужба помогла создать Creative Diplomacy, а деятельность НКО использовалась для формирования сети «будущих западных инфлюенсеров», которые, как наделись в ФСБ, станут сторонниками Кремля. Спецслужба отслеживала деятельность выпускников программы НКО, один из которых публиковал пророссийские статьи.

Другой участник программы, гражданин США, сказал NYT, что не стал бы в ней участвовать, знай он о ее связях с ФСБ. Однако он не сожалеет о сотрудничестве с Creative Diplomacy, так как оно позволило ему пообщаться с российскими чиновниками, с которыми в противном случае он не мог бы встретиться.

По его словам, пророссийский уклон программы был аналогичен программам народной дипломатии, которые организуются другими странами, но у некоторых ее участников мнение о России в итоге не улучшилось, а ухудшилось. И если программа действительно является операцией ФСБ, то правительству США беспокоиться не о чем, учитывая ее неэффективность, заявил он NYT.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку