В российских регионах запускают программы сексуальной грамотности для подростков в рамках борьбы с падением рождаемости, которая на фоне войны снизилась до минимума за последние 20 лет.
В частности, в Пермском крае подросткам начали раздавать буклеты и брошюры, содержащие информацию о «профилактике абортов, рисках беспорядочной половой жизни, безопасных и эффективных методах контрацепции и навыках цивилизованного репродуктивного поведения», рассказали «Ведомостям» в регионе.
В Ханты-Мансийском автономном округе организовали специальные мероприятия, направленные на «популяризацию и укрепление традиционных семейных ценностей, профилактику разводов, ценностной основы повышения рождаемости».
Такие же программы намерены реализовывать в Свердловской, Брянской, Калужской, Челябинской, Воронежской, Орловской, Ульяновской, Курской, Тюменской, Ярославской и Тверской областях, а также в Красноярском и Алтайском краях и Республике Бурятия.
По данным «Ведомостей», все они разработали предложения по повышению рождаемости и представили их в Минтруда. При этом субъекты исходили из оценки собственного демографического потенциала, которая включала анализ причин снижения числа рождений и резервов для их увеличения.
Помимо повышения сексуальной грамотности, регионы намерены бороться с прерыванием беременности: врачам предоставят сценарии разговоров с женщинами, решившимися на аборт. Пациенткам будут рассказывать о мерах поддержки и обеспечат медицинскую и психологическую помощь.
Также регионы собираются увеличить диспансеризацию людей в фертильном возрасте, в том числе подростков. Кроме того, предусматривается материальная помощь в формате ежемесячных пособий и единовременных выплат. Региональный материнский капитал в дополнение к федеральному будет составлять от 50 тыс. руб. на второго ребенка до 200 тыс. руб. на третьего и последующих.
До этого российские власти предложили бороться с падением рождаемости с помощью введения в школьную программу нового предмета — «Семьеведения». Также в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и еще 38 регионах власти запустили рекламную кампанию в поддержку демографии. «Тем, кто с зайкой, — помощь с лужайкой: семейная ипотека, материнский капитал, места в яслях, выплаты на детей», — гласил текст одного из баннеров, на котором был изображен младенец.
Несмотря на нацпроект «Демография» стоимостью 4 трлн руб., Россия после начала войны против Украины все сильнее скатывается на дно демографической ямы. По итогам января—мая в России появилось на свет 511,7 тыс. детей, сообщил Росстат. По сравнению с 2022 годом, который стал худшим по этому показателю более чем за 20 лет, число родившихся снизилось еще на 11,5 тыс., или 1,2%.
Мобилизация и гибель десятков тысяч мужчин на войне неизбежно принесут ухудшение демографической ситуации — число рождений детей снизится еще на 5–10% и станет самым низким с начала XIX века, прогнозирует независимый демограф Алексей Ракша.