Производители китайских автомобилей оставили большинство станций технического обслуживания (СТО) в России без каталогов запчастей, а также без ремонтной и эксплуатационной документации.
Из-за этого на более чем 108 тыс. СТО по всей стране специалисты сталкиваются с проблемами при подборе запчастей и ремонте машин из Китая, рассказали «Известиям» в Союзе автосервисов и сети СТО Fit Service (в него входит более 300 точек).
Электронный каталог позволяет подобрать нужную деталь по VIN-коду (идентификационный номер транспортного средства) или номеру кузова (информация изготовителя об автомобиле в виде кода), объяснил член правления Союза автосервисов Илья Плисов. Однако, по его словам, китайские автопроизводители предоставляют их только официальным дилерам.
При ремонте европейских марок автосервисы привыкли пользоваться их агрегаторами или пиратским доступом, но с китайскими системами такой подход не работает. «Нет доступной информации о технологиях ремонта, нет каталогов запчастей и данных о модификациях», — пояснили в Fit Service.
Китайские производители неохотно подключают иностранные сервисы к своему программному обеспечению, признает член общественного совета при ГУ МВД России по Москве Петр Шкуматов. По его словам, это связано с особенностями протекционистского ведения бизнеса, направленного на поддержку производства внутренних товаров и услуг.
Также есть проблема с доступностью запчастей. После ухода из России крупнейших иностранных автоконцернов китайские производители начали экспансию на российский автомобильный рынок. При этом за ассортимент деталей к ним стали отвечать дилеры китайских марок. В итоге сложилась ситуация, когда «машин продано больше, чем ввезено запчастей для них», отмечает Плисов.
Склады запчастей для китайских автомобилей заполнены всего на 20–30%, подтверждают в сервисах. В то же время число обращений россиян за ремонтом машин из Китая выросло на 35% год к году.
В 2023 году Россия стала крупнейшим импортером китайских автомобилей в мире. С января по май в страну было ввезено 287 тыс. машин, что в два раза больше по сравнению с 2022-м, следует из данных таможни КНР. По данным «Автостата», на 1 июля этого года в России насчитывалось около 1,08 млн китайских машин.
Как показал опрос «Открытие Авто», российские автолюбители невысоко оценивают качество китайских машин. В частности, 61% россиян считают, что автомобили из Китая лишь частично адаптированы под погодные условия России, еще 19% уверены, что русской зимы они не выдерживают.
Среди недостатков китайских машин россияне назвали тонкий металл, слабое лакокрасочное покрытие, некачественную электронику и запчасти, а также слишком нежную подвеску, не подходящую к российским дорожным условиям.