Бум в торговле с Китаем породил в России интересный феномен. Китайские товары поступают в таких объемах, что в России скопилось 150 000 пустых контейнеров, которые она не может отправить обратно. Заполнить их особо нечем (экспортирует Россия в основном сырье), а китайцам дешевле приобрести контейнеры у себя, чем тратиться на их вывоз из России.
Кристиан Рулоффс, сооснователь и гендиректор логистической компании Container xChange, отмечает «значительное движение грузов из Китая в Россию, но очень скудное движение из России в Китай». Контейнеры «накапливаются в России», из-за этого цены подержанных контейнеров в России сейчас очень низкие, примерно вдвое ниже, чем в других регионах мира.
В феврале 2022 г. средняя цена 40-футового контейнера в Москве составляла $4175, а 25 сентября 2023 г. – $580, говорится в отчете Container xChange. То есть из-за высокого дисбаланса спроса и предложения, «наносящего невероятный ущерб бизнесу в сфере контейнерной логистики», цена рухнула в 7,2 раза. Цены на 20-футовые контейнеры упали за тот же период в 2,9 раза – с $1961 до $675.
В результате в России сейчас скопилось около 150 000 контейнеров, «и все ищут возможность вернуть их обратно в Китай», пишет Container xChange. Но китайские компании пытаются продать их на месте по ценам ниже рыночных: везти их пустыми обратно не имеет смысла, так как это лишние расходы для поставщиков, отмечает компания.
По данным Главного таможенного управления КНР, поставки из Китая в Россию выросли в 2022 г. на 12,8%, а в обратном направлении – на 43,4%: Россия тогда перенаправляла в Китай с европейского рынка сырье – нефть, уголь, лес. В нынешнем году динамика изменилась за счет быстрого наращивания китайского импорта: в январе–июле он вырос на 73,4%, тогда как российский экспорт прибавил всего 15,1%.
Но на Восток едет в основном сырье, которое доставляют в полувагонах или цистернах. А вот в Россию – товары, для которых нужны контейнеры.
Ситуация почти критическая, логистические операторы стали предлагать большие скидки за вывоз контейнеров в Китай, поэтому доставка в том направлении сильно дешевеет, рассказали VPost в июне представители внешнеторговых компаний (эту публикацию цитирует и Container xChange; в сентябре VPost присоединился к The Moscow Times). Есть и региональный перекос, говорили месяц назад РБК представители лесозаготовительных компаний. Товары из Китая везут в основном в Москву и Петербург, поэтому там скопилось чрезмерное количество контейнеров. Благодаря их дешевизне стоимость доставки пиломатериалов с Северо-Запада России в Китай упала со $120 до $20 за 1 куб. м. А в Сибири, где из-за меньших объемов китайского импорта и логистических проблем контейнеров не хватает, она выросла с $20 до $50.