Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Российская пропаганда нашла путь к пользователям Android через лазейку в сервисе Google

Daniel Romero / unsplash

Хотя после начала войны в Украине компания Google предприняла значительные усилия, чтобы остановить распространение через ее сервисы российской дезинформации, один канал оказался практически открыт. Это лента новостных рекомендаций Discover, которую видит пользователь, когда открывает браузер Chrome на мобильном телефоне с операционной системой Android.

Например, Google еще в 2020 г. заблокировала контент «Царьград ТВ», но в ленте Discover он продолжает появляться, пишет Bloomberg Businessweek. Так, 6 октября ссылка на материал «Тихая большая победа, которую ждали год: Русская авиация начала по-настоящему» вела на публикацию ультранационалистического телеканала. Там также можно было найти статьи, где Украина обвинялась в недавней гибели 52 человек в селе Гроза Харьковской области, убитых попаданием российской ракеты, или сообщалось, что президент Владимир Зеленский рекрутирует боевиков Исламского государства для войны против России.

В сентябре на «Царьград» из Discover в среднем совершалось более 200 000 переходов в день. Также в ленте регулярно появляются материалы других прокремлевских СМИ, например «Комсомольской правды», пишет Bloomberg Businessweek.

Дополнительный эффект масштаба достигается за счет дословной перепечатки пропагандистских материалов и заголовков другими изданиями. Например, статья о победе российских ВВС с упоминанием «Царьграда» появилась в неизменном виде в ленте Discovery также от информационного агентства «Хакасия» и обозрения «Третья мировая война».

В отношении разных продуктов реализуются разные политики, сообщила Google; борьба с российскими «информационными операциями» ведется эффективно, настаивает компания. «В 2022 г. Google на своих платформах прервала российские информационные операции в 1950 случаях», – говорилось в ее ответе, приведенном в недавнем докладе Евросоюза о борьбе с российской пропагандой.

Месячная аудитория Discover в мире составляет около 1 млрд активных пользователей; разбивку по географическому признаку Google не дает. Но приоритет в работе с российскими сервисами в целом упал после ухода компании из страны в 2022 г., а поскольку Discover приносит гораздо меньше выручки, чем поиск, то и бюджет у этого сервиса на борьбу с нарушениями меньше, сказал Bloomberg Businessweek знакомый с этим продуктом сотрудник Google.

Частично проблема заключается в том, что Google заняла жесткую позицию по отношению к российским государственным СМИ, поэтому Discover продвигает то, что осталось, считает бывший руководитель «Яндекс.Новостей» Лев Гершензон. Счетчик, используемый в его новом проекте, новостном агрегаторе The True Story, показывает, что с Discover на публикации российских СМИ осуществляется более 20 млн переходов в день.

По мнению Гершензона, роль Google в распространении провоенной пропаганды растет: «Решить этот вопрос несложно, но они даже не признают проблему».

Два сотрудника Google сказали Bloomberg Businessweek, что в компании отметили использование Discover российской пропагандой как проблему.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку