Дисконт на российскую нефть сократился втрое с начала 2023 года из-за высокого спроса со стороны «дружественных» стран, заявил вице-премьер РФ Александр Новак.
«Дисконт формируется рыночно. То есть мы сами его там не пересматриваем. <…> Вот мы в начале года видели: дисконт на нашу нефть доходил до $35–38 за баррель. На сегодняшний день это примерно $11—12», — сказал Новак в интервью RT Arabic.
По его словам, после введения нефтяного эмбарго со стороны США, ЕС и Великобритании, а также ценового потолка России удалось договориться с «дружественными» странами «о новых рынках и об участии компаний». В итоге были выстроены новые транспортно-логистические цепочки, а поставки стабилизировались.
«Поэтому сейчас идет большая конкуренция за наши продукты. И естественно, рыночным способом формируется и снижение дисконта. <…> Спрос большой, и, значит, дисконт может снижаться. Потом будем наблюдать, смотреть. Мы оптимистично на это смотрим», — отметил Новак.
В начале октябре вице-премьер говорил о продаже российской нефти выше ценового потолка, который установили страны «Большой семерки» (G7). «Есть понимание того, что такие инструменты делают только хуже», — замечал Новак.
До этого глава Минфина США Джанет Йеллен заявляла, что нефть Urals торгуется ближе к $100 за баррель, чем к установленному лимиту в $60. По ее словам, страны G7 готовы ужесточить правила для борьбы с уклонением от санкций, но не назвала каких-либо конкретных мер.
Между тем цена российского сорта Urals почти сравнялась со стоимостью эталонного Brent. Декабрьские фьючерсы на Brent торгуются в районе $87 за баррель, тогда как, по данным Минфина РФ, в сентября средняя цена Urals поднялась выше $83 за баррель.
Ценовой потолок для нефти из России установлен на уровне $60 за баррель. Это ограничение начало действовать в конце прошлого года. Оно было направлено на то, чтобы сократить доходы России, но смягчить удар от санкций мировой экономике.
Один из разработчиков ценового потолка, бывший высокопоставленный чиновник Минфина США Бен Харрис предложил принять три меры для повышения его эффективности. Он призвал «более агрессивно» контролировать соблюдение ограничений компаниями, которые участвуют в перевозке российской нефти, а также оказывать давление на Данию, Турцию и Египет, которые контролируют ключевые каналы и проливы, чтобы они не пропускали старые или не застрахованные должным образом суда.
Также Харрис считает необходимым повысить предельный уровень цен, а затем корректировать его чаще. «Потолок» должен быть болезненным, но терпимым для Москвы, заключил Харрис.