Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Tank, Omoda и Hongqi. Российские любители люксовых авто пересаживаются на китайские марки

Многие из тех, кто раньше ездил на премиуме, сейчас пробуют электромобили. Среди них лидирует Zeekr 001
Многие из тех, кто раньше ездил на премиуме, сейчас пробуют электромобили. Среди них лидирует Zeekr 001 zeekr001.ru

Власти добились своего: параллельный импорт иномарок сходит на нет. Даже ценители премиальных брендов в России вынуждены пересаживаться на китайские машины.

Из 109 000 автомобилей, проданных в России в ноябре, лишь 8% были ввезены альтернативным импортом, то есть не через официальных дистрибьюторов, против 11% в октябре, показывают данные аналитической компании «Автостат». На пике, весной этого года, доля альтернативного импорта стремилась к 20%. «Автостат» не называет этот импорт параллельным, потому что он по большей части оформлялся не на юридические лица, а на граждан — для экономии на растаможке и оформлении.

Работают не столько санкции, сколько ограничения со стороны российских властей — повышение утилизационного сбора, «перекрытие» лазеек для недорого импорта через соседние страны, отмечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. С 1 августа утильсбор вырос в 2-3 раза, а с 26 октября резко ограничена возможность ввозить машины из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) по льготным ставкам для физических лиц. В результате сбор за мощные автомобили с пробегом вырос в сотни раз, и импорт подержанных автомобилей откатился на уровень 2021 г. — в ноябре ввезено 21 000 иномарок, всего 2,5% от общего количества, тогда как летом по параллельному импорту ввозилось по 40 000–50 000 автомобилей в месяц.

Альтернативный импорт новых автомобилей массово идет сейчас только через Кыргызстан. На него приходится 11% поставок новых автомобилей — это последние «полуоткрытые ворота» для такого ввоза за счет лояльного таможенного оформления, отмечает Удалов. А главным импортером подержанных автомобилей после ужесточения правил уплаты утилизационного сбора из всех стран ЕАЭС осталась только Белоруссия — на нее приходится более 15% ввезенных автомобилей. Через эту страну в Россию ввозят дорогие европейские автомобили, отмечает Удалов. При этом их оформляют на физических лиц с теми документами, которые требует российская таможня для списания утильсбора по льготным ставкам. Доля Армении и Киргизии снизилась до 4 и 3% соответственно, а через Казахстан в ноябре пришло менее 1% иномарок с пробегом. Таможенное оформление в этих республиках в основном проводится через посредников — а это значит, что в России за такие автомобили придется платить сбор по полным ставкам, даже если их ввезли физические лица.

В то же время доля официального импорта выросла за месяц с 45 до 47% (81 000 автомобилей) — за счет увеличения ввоза китайских марок. На них уже приходится 58% продаж новых легковушек против 56% в октябре, то есть они стремятся занять предсказанные аналитиками 60% рынка.

Премиальный значит китайский

В топ-10 самых продаваемых в России автомобильных брендов все больше китайских — в ноябре туда попали премиальный Tank, продавший 1858 автомобилей, а также «Москвич» (1900 автомобилей) — он хоть и считается российским, но производит аналоги моделей китайского автоконцерна JAC. Вылетела из десятки корейская Hyundai — таким образом, в ней остался только один бренд из довоенного прошлого (помимо Lada, 32 651 машин). Это корейская Kia (2208 машин), которая держится в том числе за счет небольшого параллельного импорта из Кореи.

Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов обращает внимание на то, что в ноябре впервые снизилась доля премиальных брендов в продаже — до 2%. Это не значит, что россияне перестали покупать дорогие машины, — просто из-за сложностей с покупкой привычных брендов многие все же пересаживаются на китайские премиальные модели.

Весной 2022 г. после введения санкций на поставку дорогих автомобилей в Россию все глобальные премиальные бренды заморозили российский бизнес, прекратили поставки машин и запчасти, отключили российских дилеров и клиентов от своих гарантийных программ, клиентских и сервисных систем, так что для обслуживания и ремонта BMW, Mercedes-Benz, Audi и т. д. дилерам приходится идти на различные ухищрения: например, получать доступ к диагностическим сервисам и скачивать обновления ПО через VPN. А замена потерянного ключа от автомобиля может легко растянуться на полгода, объясняют дилеры. Альтернативный импорт не только удорожает автомобиль за счет сложной схемы поставки, но и создает другие проблемы — например, в машинах, предназначенных для ОАЭ, приходится устанавливать систему обогрева и проводить другие манипуляции, чтобы ее можно было эксплуатировать в российских уловиях. 

Не привыкшие к таким лишениям клиенты готовы посмотреть, что хорошего предлагает китайский автопром, объясняет менеджер дилерской группы «Авилон». Помимо всего прочего получается и серьезная экономия — цены на китайский премиум начинаются от 5 млн руб., тогда как на европейский — от 10 миллионов, добавляет собеседник The Moscow Timеs. В результате продажи китайских премиальных брендов и тех, кто претендует на эту нишу — Exceed, Tank, Omoda, Voyach, Hongqi  — растут, уверяет он.

Китайский премиальный бренд с футуристической внешностью Zeekr вообще уже несколько месяцев лидирует по продажам в сегменте электромобилей: по данным «Автостата», за ноябрь продано 650 этих электрокаров стоимостью от 6 млн руб. Следующий по популярности бренд электромобилей, Evolute, продал 249 машин. «Многие из тех, кто раньше ездил на премиуме, сейчас пробуют электромобили», — объясняет Удалов популярность китайского бренда. «Автостат» с января начнет выделять китайский премиум в отдельную категорию, чтобы точно отражать ситуацию с ценовыми сегментами на рынке.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку