Аэропорт Пулково в Санкт-Петербурге резко повысит тарифы для внутренних рейсов впервые с 2019 года. Это следует из постановления Федеральной антимонопольной службы (ФАС), с которым ознакомился «Коммерсантъ».
Так, сбор за взлет-посадку для самолетов вырастет на 20%, до 433 руб. за одну тонну максимальной взлетной массы (т/мвм). Также на 20% увеличится сбор за обеспечение авиационной безопасности (до 397 руб. за т/мвм) и на 21% — за пользование терминалом «Пулково-1» (до 115 руб. с пассажира). Неизменным останется только тариф за обслуживание пассажира — 292 руб. с человека.
Речь идет о базовых тарифах аэропорта, которые регулируются ФАС. В 2016 году служба отменила регулирование всех ставок в Шереметьево, Домодедово и Внуково, однако в Пулково оно сохранялось частично.
В ФАС отметили, что для Пулково рост тарифа в расчете на пассажира «туда — обратно» составит не более 116 руб. При этом служба устанавливает максимальные ставки, а аэропорт может предоставлять авиакомпаниям скидки.
Теперь стоимость взлета-посадки в Пулково приблизилась к уровню Домодедово (450 руб.) и даже превышает цены во Внуково (278 руб.), отметил один из собеседников в авиаотрасли. По словам другого источника, выше тариф только у Шереметьево (586,5 руб.), который находится в концессии.
Аэропортам необходимо повышать тарифы, поскольку «их издержки на импортозамещение цифровых сервисов, техобслуживание и покупку техники также растут», отметил директор группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин. По его словам, модернизацию аэропортов зачастую проводят за счет долга, график обслуживания и возврата которого предполагает индексацию тарифов. При этом пассажиры готовы к росту цены билета в пределах 5%, считает эксперт.
Повышение сборов приведет к снижению пассажиропотока и его перетоку на поезда, предупредил глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. Он напомнил, что Пулково получило 4,8 млрд руб. чистой прибыли по РСБУ за 2022 год, поэтому рост тарифов на этом фоне требует объяснения.
В начале декабря президент РФ Владимир Путин поручил изъять у иностранной компании право на управление Пулково и передать его российской структуре — ООО «Холдинг ВВСС». В президентском указе отмечалось, что меры приняты «в связи с угрозой национальным интересам и экономической безопасности РФ, возникшей в результате нарушения некоторыми иностранными юридическими лицами обязательств».
До этого Пулково было передано в концессию до 2040 года пулу иностранных инвесторов, в число которых входили немецкий холдинг Fraport, инвестиционный фонд Катара QIA и консорциум инвесторов с участием РФПИ, Mubadala из ОАЭ и Baring Vostok. Они управляли им через компанию «Воздушные ворота Северной столицы», которая на 100% принадлежала кипрскому офшору Thalita Trading Limited.