Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Нефтегазовые доходы российского бюджета в 2023 году рухнули на четверть

Минфину не светит выполнить план по нефтегазовым доходам
Минфину не светит выполнить план по нефтегазовым доходам Игорь Иванко / Агентство «Москва»

Как ни старались власти, нефтегазовые доходы бюджета не дотянули до плана, а по сравнению с прошлогодними рухнули почти на четверть. Дефицит бюджета второй год подряд превысил 3,2 трлн руб., а за два года составил 6,5 трлн.

Нефтегазовые доходы бюджета в 2023 г. составили 8,82 трлн руб., сообщил Минфин. Это больше так называемого базового уровня (сверх которого они направляются в Фонд национального благосостояния, ФНБ), но меньше плана: в законе о бюджете было заложено 8,94 трлн. И на 2,8 трлн руб. (–23,9%) меньше, чем в 2022 г.

Общий провал связан с тем, что 2022 г. был очень удачным, объясняет Минфин: в сравнении с ним снижение было неизбежено, что было заложено в бюджет. Но и до этого уровня не дотянули, хотя Минфин рассчитывал в декабре получить на 200 млрд руб. больше, чем вышло, а министр финансов Антон Силуанов в конце декабря подтверждал эти оценки (он говорил, что по итогам года нефтегазовые доходы составят примерно 9 трлн руб.). Аналитики MMI называют такой недобор «оглушительным сюрпризом».

В начале 2023 года рухнула цена на нефть Urals, которая используется для расчета налогов и пошлин. Первые три месяца она была ниже $50 за баррель, а в январе–марте 2022 г. не опускалась ниже $85. В этом году рухнул и экспорт газа. «Газпром» начал сокращать поставки в Европу летом 2022 г., а вскоре был взорван «Северный поток». Но в первой половине 2022 года добыча и экспорт шли в нормальных объемах, к тому же цены после начала войны подскочили до невиданных уровней. Так что в годовом выражении спад был неизбежен. «Нефтегаз нас подкашивает», — сетовал Силуанов в апреле. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) сократился на 7,2% для нефти и на 35% в газе — до 7,8 и 1,2 трлн руб. соответственно. Экспортные пошлины сократились в общей сложности на 61% — с 2,5 трлн до 977 млрд руб.

Не помогли ни девальвация (размер налогов и пошли устанавливается в долларах), ни искусственное ограничение дисконта на российскую нефть, ни попытка отменить так называемый демпфер — компенсации нефтяникам из бюджета за продажу топлива на внутреннем рынке вместо экспорта. Во втором полугодии нефтегазовые доходы стали восстанавливаться, но это помогло лишь сократить их падение.

Выручили ненефтегазовые доходы. Они составили 20,3 трлн руб. — на 25% больше, чем в 2022 г. и на 18,1% больше запланированного. Эти дополнительные 3,1 трлн руб. позволили соответственно увеличить расходы (плюс 3,3 трлн к плану), удержав дефицит в пределах, предусмотренных законом о бюджете. Расходы составили 32,4 трлн руб. при плане 29,1 трлн, а дефицит — 3,24 трлн (1,9% ВВП). Годом ранее было 3,3 трлн, или 2,1% ВВП.

За два военных года дыра в бюджете превысила 6,5 трлн руб. Дальше Минфин планирует ее сокращать, но эксперты не понимают, как ему это удастся. В этом году дефицит планируется 1,6 трлн руб., в 2025 — 0,9 трлн. При этом расходы в следующем году подскочат до 36,6 трлн руб. В соответствующий рост доходов эксперты не верят.

На этот год нефтегазовые доходы запланированы в размере 11,5 трлн руб. Расчеты исходят из средней цены нефти $71 за баррель, неизменной добычи (10,5 млн баррелей в сутки) и курсе рубля 90 руб./$. Эти оценки сильно завышены, считают аналитики MMI. Профессор ВШЭ Евгений Коган называет планы Минфина по доходам «наполеоновскими», опасаясь, что «в реальности дефицит может легко оказаться выше», если эти планы не сбудутся.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку