В марте 2022 года правительство приняло поправки, позволяющие заключать госконтракты без конкурса с единственным поставщиком. С этого момента в России заключили почти 24 тысячи контрактов более чем на 930 млрд рублей, следует из данных официального портала госзакупок. Самые крупные контракты заключали на федеральном уровне на реализацию стратегически важных проектов. Например, самый крупный подряд получила РЖД (36 млрд рублей на строительство Мурманского транспортного узла).
Регионы заключили контрактов на 355 млрд рублей. По мнению юриста, руководителя антикоррупционного проекта «Тендерскоп» Ирины Чариковой, в большинстве случаев регионы воспользовались возможностью заключать контракты без конкурса «на очень сомнительные нужды, не имеющие отношения к целям поправок». Например, в Чечне широко отметили День Конституции и День молодежи, в Чебоксарах проводили фестиваль пива, в Ингушетии закупали подарочные часы, в Якутии проводили национальные праздники.
76% региональных контрактов связаны со строительством и благоустройством — около 273 млрд рублей. По мнению аудиторов Счетной палаты, строительная отрасль остается одной из самых коррумпированных в России. Чарикова считает, что бюджет мог потерять миллиарды рублей.
«Строительный рынок — один из самых конкурентных, по данным ЕИС (портала госзакупок) ежегодно в районе 5% бюджеты всех уровней экономят за счет конкурсных процедур. Так что смело прибавляйте минимум 5% к тому, что вы посчитали, — это упущенные из бюджета миллиарды. Плюс, мы понимаем, что, если в высококонкурентной среде появляется возможность заключить контракт без конкурса, коррупционные риски резко возрастают», — поясняет Чарикова.
Больше всех контрактов с единственным поставщиком заключили в Ленинградской области (более 40 млрд руб), Магаданской области (более 28 млрд руб), Курской области (почти 25 млрд руб), Республике Чечне (более 20 млрд руб) и Московской области (16 млрд руб)
В Ленинградской области крупнейшие контракты (более 10 млрд рублей) получила компания ООО «Техносфера» на строительство автомобильных дорог. Владелец компании — Константин Ходосовский, СМИ называют его другом вице-губернатора по автотранспорту Максима Соколова. Чиновника и бизнесмена связывал общий бизнес, а сейчас Ходосовский — один из основных жертвователей фонда «Возрождение церкви иконы Тихвинской Божьей Матери», учредителем которого является тесть вице-губернатора.
В Магаданской области большую часть контрактов получил Уральский оптико-механический завод из Екатеринбурга. УОМЗ не имеет никакого отношения к строительству, однако именно он построит лечебно-диагностическое отделение Магаданского областного диспансера фтизиатрии и инфекционных заболеваний. С 2018 года регион возглавляет Сергей Носов, ранее глава Нижнего Тагила. И большую часть контрактов вне конкурса получают компании из родной губернатору Свердловской области.
В Курске основным получателем контрактов стал строительный холдинг «Тезис», гендиректор которого ушел воевать в Украину.
В Чечне крупнейшим получателем госконтрактов стала компания Дорстройальянс, заключившая 30 контрактов на 4,5 млрд рублей. До начала войны компания не получала госконтракты и вообще не вела деятельность, сдавая нулевые отчеты, следует из данных базы СПАРК.
Власти оккупированных территорий Украины также пользуются «антисанкционной» лазейкой и заключают контракты с единственным поставщиком. Например, «ДНР» заключила контрактов почти на миллиард рублей, большая часть — на ремонт инфраструктуры. «Луганская народная республика» заключила контрактов на 47 млн, в основном это услуги по вооруженной охране и организации питания. Херсонская область заключила контрактов на 17 млн рублей.
Реже других пользовались возможностью обходить конкурсы власти Башкортостана и ЯНАО. В Ненецком автономном округе не было заключено ни одного контракта без конкурса