Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

В российских городах ликвидировали почти 100 маршрутов общественного транспорта из-за нехватки техники

Ilya Plekhanov (CC BY-SA 3.0)

В России ускоренными темпами сворачивается сеть наземного общественного транспорта. В 2023 году в стране было ликвидировано 99 соответствующих маршрутов, половина из которых пришлась на троллейбусы и трамваи. Это следует из результатов рейтинга городов по качеству общественного транспорта компании Simetra, которые публикует РБК.

Закрытие маршрутов объясняется прежде всего «предельным износом» техники. Так, к примеру, около 40% троллейбусов и трамваев в России работают сверх нормативного срока службы. Они поддерживаются в рабочем состоянии «не от хорошей жизни», а только из-за отсутствия замены новым современным низкопольным транспортом, поясняют аналитики Simetra.

Обновление техники долгое время было ограничено финансовыми возможностями регионов и муниципалитетов. «Регионы списывают старый парк с очень медленными поставками новой техники», — говорит старший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Игорь Смирнов.

В то же время промышленность России «отвыкла» от массового производства техники для общественного транспорта. «Долгое время спрос на обновление транспортных парков за счет российских мощностей был довольно низкий. Тем немногим, кто занимался этим, было проще решить проблему за счет иностранных производителей. Сейчас ситуация изменилась, но разогнать промышленность до нужного темпа — это процесс, требующий времени», — подчеркнули в Simetra.

Из-за сокращения маршрутов и числа транспортных средств снижается и емкость инфраструктуры: количество используемых линий трамвая за год снизилось с 92,7% до 87,6%, а контактной сети троллейбуса — с 83,7% до 79,9%.

Столь стремительное сокращение количества маршрутов может привести к «общей деградации» местных транспортных систем, заключили в Simetra.

Помимо проблем с техникой, общественный транспорт испытывает кадровый голод: в ряде субъектов дефицит водителей в этой отрасли достигает 40%, говорил замдиректора автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Объединенный научно-методический центр» Вячеслав Максимычев.

По его словам, дефицит водителей нарастал с начала 2000-х годов, поскольку на пенсию стали уходить те, кто прошел подготовку еще во времена СССР. Ситуацию усугубила ликвидация Росавтодором профильных подведомственных учебных заведений, осуществляющих подготовку водителей категорий D и CE. На текущий момент в стране нет программ подготовки водителей-профессионалов, отсутствуют автотренажеры и корпоративные автодромы, добавил Максимычев.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку