На борту самолета-разведчика А-50, сбитого накануне над Азовским морем, находились 10 российских военных, сообщил источник «Украинской правды» в Главном управлении разведки (ГУР) Минобороны Украины.
По его словам, речь идет о пяти майорах, трех капитанах, а также прапорщике и лейтенанте, — все они погибли. Издание опубликовало пофамильный список жертв.
- командир корабля — майор Боровиков;
- помощник командира — майор Чанцев;
- штурман — капитан Провалов;
- бортовой инженер — капитан Васильев;
- старший воздушный радист — прапорщик Хрулев;
- начальник расчета, начальник смены — майор Федосов;
- штурман наведения — майор Рулюк;
- штурман наведения — лейтенант Тельманов;
- старший бортовой инженер — капитан Белов;
- бортовой инженер — майор Солдаткин.
Информацию о 10 погибших приводит и телеграм-канал «ВЧК-ОГПУ», утверждая, что их останки были обнаружены на месте крушения. Минобороны России сведения об уничтожении самолета и возможных жертвах не комментировало.
О том, что самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 был сбит, стало известно вечером 23 февраля. Как сообщил «Русской службе Би-би-си» источник в ГУР, операцию организовала военная разведка вместе с Воздушными силами Украины. Утверждается, что самолет уничтожили с помощью зенитно-ракетного комплекса С-200.
В пользу этой версии говорит тот факт, что А-50 упал в районе хутора Трудовая Армения в Краснодарском крае. Оттуда до ближайшей точки на линии фронта — примерно 250 километров. С-200 может использовать зенитную ракету с максимальной дальностью в 300 километров.
Z-блогер Владимир Романов утверждал, что самолет был сбит российскими силами ПВО, а именно ракетой, запущенной из Мариуполя. Он писал, что удар также пришелся по Ил-22М — воздушному командному пункту, управляющему боевыми частями на фронте. Это борт, как утверждалось, благополучно сел в Анапе.
Телеграм-канал «Военный осведомитель», проанализировав видео обстрела самолета, также назвал более вероятной версию о «дружественном огне». «Российское ПВО буквально раз за разом истребляет российские же самолеты в своем тылу. Можно констатировать, что взаимодействие полностью провалено, управление развалено, а система „свой-чужой“ отсутствует как явление», — отметили авторы.
Аналогичный самолет А-50 ВСУ сбили в районе Кирилловки в Запорожской области вечером 14 января. По данным Z-каналов, на его борту могли погибнуть не менее 10–12 человек.
А-50 называют «летающим радаром». Это модификация Ил-76, которая способна обнаруживать воздушные и наземные цели, чтобы направлять на них свои самолеты. На момент вторжения в Украину у российской армии было 11 таких воздушных судов, каждое из которых стоит до $500 млн. До начала 2024 года Россия в Украине не теряла ни одного такого самолета. В феврале 2023-го подобный самолет повредили дроны, и его отправили на ремонт в Таганрог.