Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Минфин повысил прогноз дефицита бюджета на полтриллиона рублей

Дополнительные доходы бюджета от нефти будут меньше, чем планировал Минфин
Дополнительные доходы бюджета от нефти будут меньше, чем планировал Минфин Олег Спиридонов / Бизнес Online / ТАСС

Нефтегазовые доходы окажутся ниже, чем планировалось, а расходы — выше, признал Минфин и предложил скорректировать бюджет. Проект поправок внесен в Госдуму.

Прогноз поступления нефтегазовых доходов снижен более чем на 700 млрд руб. — с 11,5 до 10,8 трлн руб. Это будет компенсировано большими по сравнению с прогнозом ненефтегазовыми доходами: общий прогноз доходов бюджета почти не изменился — 35,06 трлн руб.

Но такая перегруппировка позволяет Минфину увеличить расходы: по бюджетному правилу сверхплановые ненефтегазовые доходы можно тратить. Поэтому Минфин предлагает повысить расходы на 520 млрд руб. — с 36,66 до 37,18 трлн руб.

На столько же возрастет дефицит: с 1,56 до 2,12 трлн руб., или с 0,9% до 1,1% ВВП. Это меньше, чем в первые два года войны (2,1% ВВП в 2022 г. и 1,9% в 2023). За первые четыре месяца дефицит федерального бюджета составил 1,5 трлн руб. — почти все, чтобы было запланировано на весь год.

Расходы растут из-за войны, необходимости выполнять поручения из «финансово емкого», по словам министра финансов Антона Силуанова, послания Владимира Путина Федеральному собранию (налоги вырастут только со следующего года). Экономист Bloomberg по России и СНГ Александр Исаков добавляет к этому рост процентных ставок, который увеличивает расходы на обслуживание долга. Силуанов говорил, что Минфин привлек по фиксированным ставкам лишь половину долга, выплаты по остальной части зависят от рыночных ставок или инфляции. В следующем году, по его словам, даже при консервативном подходе к заимствованиям расходы на обслуживание долга составят минимум 2 трлн руб.

Основные опасения сейчас вызывает соотношение доходов и расходов бюджетной системы — с 2018 г. расходы в среднем растут быстрее нефтегазовых и даже ненефтегазовых поступлений, отмечали эксперты ЦМАКП, предупреждая: «Продолжение данной тенденции создает риск разбалансировки бюджетной системы с хроническим дефицитом, ростом государственного долга (что особенно опасно на фоне сохранения высоких процентных ставок) и, как следствие, общим снижением бюджетной устойчивости». Чтобы избежать этого, они призывают удерживать рост госрасходов «на уровне, соответствующем темпу роста экономики».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку