Легкий многоцелевой самолет «Байкал» (ЛМС-901), который должен заменить устаревший советский «кукурузник» Ан-2, будет готов через два года из-за проблем импортозамещения двигателя и винта, заявил первый вице-премьер РФ Денис Мантуров в кулуарах ВЭФ-2024.
«Что касается сдвига сроков, есть объективная причина, связанная в первую очередь с тем, что когда проводился конкурс на отбор этого проекта, это был конец 2019 года, были несколько другие обстоятельства, связанные с тем, что мы рассчитывали на использование международной кооперации. В первую очередь это касается винта и двигателя. И первая модификация „Байкала“, она была с иностранным двигателем и винтом», — цитирует Мантурова «Интерфакс».
По его словам, так как в 2022 году «жизнь изменилась», на самолете будет установлен российский двигатель ВК-800 и отечественный винт. Компоненты будут готовы к концу 2025 года. «2026 год — это уже сертификация непосредственно на самолете и начало поставки авиакомпаниям, которые подтвердили готовность в приобретении этого судна», — добавил он.
Накануне президент РФ Владимир Путин потребовал от чиновников объяснения из-за постоянных переносов срока создания регионального самолета. Выступая на пленарном заседании в рамках ВЭФ, глава государства потребовал ускорить создание «Байкала».
«Прошу ускорить разработку пассажирской версии легкого многоцелевого самолета „Байкал“. Нужно запустить его серийное производство уже в ближайшее время. Стоимость и технические характеристики самолета должны быть конкурентоспособными, чтобы цена перелета на них была доступна для граждан», — говорил президент.
Он также напомнил о своем поручении увеличить к 2030 году количество пассажиров на авиарейсах внутри Дальневосточного федерального округа до 4 млн в год.
В конце августа РБК сообщал, что стоимость «Байкала» выросла со 120 млн до 455 млн рублей за пять лет. С этого же момента стоимость самолета будет повышаться каждый год примерно на 4% и к 2032 году достигнет 587 млн рублей, следует из письма Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) потенциальным эксплуатантам борта. ГТЛК предлагает передавать «Байкалы» в лизинг на десять лет. В 2025 году ставка финансовой аренды для одного самолета составит 5,4 млн рублей в месяц.
Первые десять «Байкалов» должна получить компания «Аврора»: по пять в 2025 и 2026 годах. Исполнителем этого инвестпроекта является ГТЛК. Обе поставки оценивались примерно в 1,4 млрд — по 275,8 млн рублей за самолет в 2025-м, и по 286,9 млн рублей в 2026-м годах. Кроме этого, на Восточном экономическом форуме в прошлом году стороны договорились о предварительной поставке 95 «Байкалов» в 2026–2030 годах. Пересмотр цены по уже подписанному договору проводиться не будет, сообщили в УЗГА.
Согласно комплексной программе развития авиационной отрасли России, всего с 2025 по 2030 год планируется поставить перевозчикам 139 «Байкалов», хотя изначально речь шла о 154.
ЛМС-901 «Байкал» предназначен для гражданских перевозок и выполнения широкого спектра авиационных работ. Самолет оснащен одним турбовинтовым двигателем, вмещает девять пассажиров или две тонны груза. «Байкал» способен летать на расстояние до трех тысяч километров, может эксплуатироваться на грунтовых взлетно-посадочных полосах, а также использовать лыжное или поплавковое шасси.