Хотя операция Вооруженных сил Украины в Курской области готовилась в секрете и о ней знал лишь узкий круг лиц, в российской армии и спецслужбах еще в начале 2024 г. опасались проникновения украинских частей. Но, судя по результатам, приказы подготовиться к вторжению так и остались на бумаге. 6 августа части ВСУ беспрепятственно пересекли границу и за несколько недель заняли более 100 населенных пунктов, включая город Суджу, о возможном захвате которого беспокоились российские военные.
Газета The Guardian ознакомилась с документами военных частей, МВД и ФСБ, которые спецназ ВСУ вывез из захваченных зданий в Курской области. Они имеют все признаки подлинных документов российской армии, в основном это материалы 488-го гвардейского мотострелкового полка, отмечает газета. В них с января говорится о подготовке наступления ВСУ и возможном прорыве границы. Также сообщается о низком моральном духе солдат и случае самоубийства срочника, вызванного «длительным нахождением в состоянии депрессии из-за его службы в российской армии».
Для поддержания «психологического состояния» военнослужащих командирам частей давались указания ежедневно включать солдатам передачи государственных СМИ.
В документе от 4 января говорится о «возможности прорыва государственной границы» украинскими вооруженными группами и отдается приказ усилить подготовку к отражению потенциальной атаки. 19 февраля командиров частей предупреждали о планах Украины быстро проникнуть из Сумской области на российскую территорию на глубину до 80 км, чтобы установить коридор для прибытия на бронетехнике основных армейских подразделениях.
В середине марта приграничным частям было приказано укрепить линии обороны и «организовать дополнительные занятия для руководства частей и укрепленных пунктов относительно надлежащей организации обороны» в преддверии возможной атаки. Также сообщалось об участившихся случаях проникновения украинских диверсионных групп, которые для маскировки надевали российскую форму.
Также было сделано предположение, что украинцы могут попытаться разрушить мост через реку Сейм, чтобы перерезать линии снабжения. В итоге ВСУ разрушили три моста, чтобы помешать подходу российских подкреплений.
Чтобы ввести украинцев — и особенно их разведывательные беспилотники — в заблуждение, предлагалось, в частности, создать имитации оборонительных сооружений, использовать макеты танков, бронемашин и артиллерийских установок, а также манекены солдат «и периодически перемещать их». Реальных солдат также следовало посылать на эти позиции, чтобы они ночью зажигали там свет, а их радиопереговоры можно было перехватить. Военнослужащие украинского подразделения, которые управляют дронами в этом районе, сказали Guardian, что не видели таких позиций.
О предстоящем нападении ВСУ российская разведка знала за две недели до вторжения, но военное руководство проигнорировало эту информацию, сообщал Bloomberg со ссылкой на близкий к Кремлю источник. По его данным, сведения о подготовке нападения не были доложены Владимиру Путину, а глава Генштаба Валерий Герасимов их проигнорировал.
В результате ВСУ не встретили никакого сопротивления, тем более что, как говорится в июньском документе, с которым ознакомилась Guardian, российские прифронтовые части укомплектованы в среднем на 60–70% и состоят в основном из резервистов со слабой подготовкой.