В России пройдут «усиленные проверки» из-за показов зарубежных фильмов вместе с российскими короткометражками, сообщили РБК два источника, знакомые с ситуацией. Ужесточение борьбы с показом пиратского контента в кинотеатрах обсуждалось на сессии по развитию отечественной кинематографии в начале октября.
По словам одного из собеседников издания, тема борьбы с нелегальным показом голливудских картин касалась региональных киносетей. Он уточнил, что такие кинотеатры активно показывают зарубежные фильмы в формате предсеансного обслуживания — без прокатного удостоверения и согласия правообладателя. Собеседник издания уточнил, что в ближайшее время пройдет этап «усиленных проверок».
Второй источник добавил, что участники сессии обсудили вопрос усиления борьбы с пиратством российских картин и сериалов — эта проблема в большей степени распространена в интернете.
В свою очередь, в пресс-службе Минкультуры сообщили РБК, что дела об административном правонарушении по статьям, запрещающим показ кино без прокатного удостоверения, возбуждаются после соответствующих жалоб. Такой жалобой может быть обращение граждан с копией билетов или информация от Фонда кино. На вопросы о проверках кинотеатров и усилении мер борьбы с пиратским контентом в министерстве не ответили.
По данным экспертов, которых опросило издание, в минувшем году предсеансные показы фильмов принесли в общую кассу кинотеатров от 20% до трети от всех сборов. Многие зарубежные новинки, не выходившие официально в России за время проката, попадали в топ-20 самых популярных фильмов. Так, фильм «Дюна: Часть вторая» по итогам прокатной недели, стартовавшей 7 марта и завершающейся 13 марта 2024 года, заработал в России не менее 110 млн руб. А реклама кинокомикса студии Marvel «Дэдпул и Росомаха» даже размещалась на остановках Мосгортранса.
В начале июля РБК писал, что сборы российских кинотеатров по итогам первого полугодия выросли, но количество зрителей снижается. За первые шесть месяцев 2024 года кинотеатры в России собрали 26,1 млрд рублей, этот показатель выше первой половины прошлого года. При этом доходы минувшего полугодия меньше суммы, которую собрали кинотеатры за аналогичный период 2019-го, когда продажа билетов принесла 28,7 млрд рублей. Несмотря на рост сборов, посещаемость кинотеатров падает. Количество проданных билетов в первом полугодии снизилось на 3,6%, в годовом выражении — до 73,1 млн, годом ранее было реализовано 75,8 млн билетов, а в 2019 году кинотеатры посетили 113,4 млн зрителей.
Владелец бренда сети кинотеатров «Люмен», член совета Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Павел Поникаровский назвал «удручающими» итоги первого полугодия. «Причину провала, в первую очередь, мы видим в катастрофической нехватке качественного контента. За исключением двух-трех релизов мы не увидели в прокате фильмов, которые были бы способны привлечь массовую аудиторию. Этого количества явно недостаточно для стабильной работы кинотеатров», — говорил Поникаровский