Французская сеть гипермаркетов «Ашан» может продать свой российский бизнес местному менеджменту или крупному ретейлеру. Среди претендентов — «Лента» и «Магнит», сообщили «Коммерсанту» информированные источники.
По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, стоимость российского бизнеса «Ашана» составляет 60 миллиардов рублей, инвестбанкир Илья Шумов оценивает его в 70 миллиардов рублей. С учетом обязательного дисконта для любой западной компании, покидающей российский рынок, реальная цена может составить около 30 миллиардов рублей.
Бурмистров называет главными претендентами на покупку «Ленту» и «Магнит», другой источник «Коммерсанта», знакомый с ситуацией, добавил к этому списку X5 Group. Со своей стороны, в «Магните» утверждают, что не ведут переговоры по покупке бизнеса «Ашана», в «Ленте» и X5 отказались от комментариев.
По словам собеседника газеты на рынке ретейла, в случае приобретения «Ашана» российской розничной сетью все магазины, вероятнее всего, будут переведены под бренд покупателя. При этом могут возникнуть сложности с согласованием в Федеральной антимонопольной службе: сети не могут занимать более 25% в регионах. По словам Шумова, продажу сети гипермаркетов должна согласовать правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями, после чего на закрытие сделки потребуется два-три месяца.
По словам юриста Forward Legal Максима Игнатова, сделки стоимостью более 50 миллиардов рублей требуют согласия президента РФ. Глава Минфина Антон Силуанов 17 октября заявлял об ужесточении условий одобрения сделок по продаже российских активов резидентами «недружественных стран». Речь идет об увеличении дисконта с 50% до 60% и обязательного платежа в бюджет РФ с 15% до 35%.
Новые ограничения, введенные российскими властями, наоборот, могут подтолкнуть ретейлеров к тому, чтобы не покидать рынок РФ, отмечает юрист адвокатского бюро КИАП Никита Луцкий. Однако, по его словам, текущие сделки по выходу иностранцев «сложно оценивать с точки зрения рыночных реалий, это скорее политическое решение». Партнер корпоративной практики Stonebridge Legal Роман Прудентов не исключает, что на французского ретейлера оказывают давление европейские регуляторы.
Накануне La Lettre сообщал, что «Ашан» принял решение покинуть российский рынок. Компания уже нашла покупателя для своего бизнеса в России и находится на финальной стадии переговоров. Также планируется прекращение деятельности в Венгрии, однако сеть сохранит свое присутствие в Украине.
Как, в свою очередь, пишет Le Figaro со ссылкой на источник, близкий к компании, у «Ашана» есть два потенциальных покупателя на российский бизнес, однако их имена пока не раскрываются.
«Ашан» начал свою деятельность в России в 2002 году, специализируясь на продаже продуктов, строительных материалов и одежды. После начала войны в Украине российское подразделение стало функционировать автономно, без поддержки от головной компании. В 2023 году выручка ООО «Ашан» сократилась на 4,7%, составив 226 миллиардов рублей, а чистая прибыль упала с 4,7 миллиарда до 460,2 миллиона рублей.
В апреле 2024 года РБК, ссылаясь на данные ЕГРЮЛ, писал, что «дочка» французской группы «Ашан» компания «Ситрас» (Ceetrus) завершила сделку по продаже российских активов — 150 тысяч квадратных метров торговых площадей по всей стране. Их новым владельцем стало ООО «Торговые галереи». «Ситрас» управляла 40 торговыми центрами и галереями, включая комплексы «Акварель» в подмосковном Пушкине, Тольятти, Волгограде и ТЦ «Тройка» в Москве. Помимо этого, ей принадлежали прикассовые зоны в гипермаркетах «Ашан».