В первом квартале 2025 года в России резко сократились продажи отечественной сельскохозяйственной техники, сообщает «Коммерсантъ». В денежном выражении показатель упал до 38,3 млрд рублей — это на 32,9% меньше относительно аналогичного периода прошлого года, подсчитали в профильной ассоциации «Росспецмаш». В лидерах антирейтинга оказались зерноуборочные комбайны и сельскохозяйственные тракторы, продажи которых рухнули на 58,3% (до 437 шт.) и 39% (до 709 шт.) соответственно. За ними идут кормоуборочные самоходные комбайны (-32,4%), опрыскиватели (-30%), зерноочистительные машины (-25,3%), бороны (-20,3%), культиваторы (-17,4%), жатки (-13,2%), плуги (-13%) и сеялки (-4,5%).
Причинами такого положения дел в «Росспецмаше» называют высокую ключевую ставку в 21%, низкую доходность аграрного бизнеса, недостаточные меры господдержки машиностроителей и фермеров и более выгодные условия у конкурентов, в частности, у производителей техники из Беларуси. В ассоциации считают, что исправить ситуацию могла бы отмена экспортных пошлин на сельхозпродукцию, в первую очередь — на зерновые. Еще одна мера — возврат прежних пятипроцентных ставок по льготным кредитам Минсельхоза на закупку техники вместо сегодняшних 12,5%. Также предлагается увеличить с 10 до 20 млрд рублей годовое финансирование «программы 1432», которая позволяет отечественным заводам получать субсидии для предоставления аграриям скидки на технику в 10–15%.
В «Росспецмаше» выступили за то, чтобы господдержка и льготные кредиты и лизинг распространялись только на сельхозтехнику российского производства. Сейчас за счет бюджета можно покупать также импортные модели. Президент ассоциации и совладелец «Ростсельмаша» Константин Бабкин в апреле жаловался на неравные условия конкуренции с белорусскими производителями, доля которых на российском рынке с 2021 года удвоилась, увеличившись до 40%.
«У белорусов с льготными кредитами проблем нет. Можно прийти в любой российский банк, взять кредит, купить белорусский комбайн, и белорусский бюджет выплатит вам три четверти ставки российского ЦБ — примерно 15% субсидий в год. Не 10% единоразово, как по „1432“, а каждый год по 15%», — рассказывал Бабкин. Он подчеркивал, что отечественная программа льготных кредитов сегодня, по сути, не работает: c начала года «Ростсельмаш» продал по ней всего два комбайна. «На российскую технику привилегий нет. Если ты идешь в Сбербанк, то тебе там скажут: „30% годовых, пожалуйста“. Это создает неравные условия конкуренции, и, естественно, белорусы „отъедают“ у нас долю», — констатировал Бабкин.
Он призывал сделать так, чтобы «все субсидировались одинаково» и работали «по единым правилам». «Если в России нет возможности пользоваться льготными кредитами, то и Беларусь пусть не прибегает к субсидиям. А если мы получаем субсидии, то и они пусть запускают такие же», — пояснял Бабкин, предлагая прибегнуть к межгосударственным договоренностям.
В феврале Минсельхоз оценил дефицит тракторов у российских аграриев в 62 тыс. шт., а комбайнов — в 34 тыс. По данным ведомства, доля тракторов, эксплуатируемых более 10 лет, составляет около 53%, а зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов — 45% и 44% соответственно. Всего для выполнения сезонных полевых работ в установленные сроки аграриям требуется 494,3 тыс. тракторов и 176,5 тыс. комбайнов. Ежегодно парк должен обновляться на 10% от общего количества техники.