Президент Франции Эмманюэль Макрон «готов начать дискуссию» с европейскими союзниками о размещении ядерного оружия Франции на их территории. Развязанная Россией война и напряженные отношения с новой американской администрацией заставляют страны Евросоюза предпринимать дополнительные меры для сдерживания Москвы.
Макрон начал переговоры с Германией, Польшей и другими европейскими странами о том, можно ли распространить на континент французскую политику ядерного сдерживания и как это сделать. Сейчас лишь американское ядерное оружие находится в пяти странах НАТО, но заявления Дональда Трампа, указывающие на его желание сократить американское военное присутствие в Европе, заставили европейцев искать способы обеспечить ядерную защиту, прежде всего от России, собственными силами. Франция готова обсуждать этот вопрос, включая размещение французского ядерного оружие у партнеров по ЕС, сказал Макрон в интервью телекомпании TF1.
«В ближайшие недели и месяцы я определю рамки [для переговоров о французском ядерном оружии] самым официальным образом, но мы уже начали действовать с учетом тех условий, о которых я упомянул», – отметил он. Эти условия: Париж не будет платить за безопасность других стран; развертывание ядерного оружия за пределами Франции не должно подрывать ее способность защитить себя; решение о применении ядерных бомб будет принимать исключительно французский президент.
Сейчас американское ядерное оружие (около сотни бомб B61) размещено на базах в пяти европейских странах НАТО – Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах и Турции. Решение об их применении принимают США, но в случае необходимости они могут быть доставлены самолетами принимающих стран с одобрения Вашингтона и в соответствии с политикой НАТО. Франция проводит независимую от НАТО ядерную политику. Ее ядерный арсенал гораздо меньше – около 290 боеголовок, тогда как у США и России – более чем по 5000; еще у одной ядерной страны Европы, Великобритании, 225 боеголовок (данные Стокгольмского международного института исследования проблем мира – SIPRI).
Политики некоторых стран ЕС в последнее время заговорили о необходимости обеспечить дополнительную защиту в рамках ядерного сдерживания – например, с помощь Великобритании и Франции, а то и путем создания собственных боезапасов. В частности, премьер-министр и президент Польши заявили о необходимости распространить на нее «ядерный зонтик». Германия должна рассмотреть вопрос о том, могут ли Великобритания и Франция поделиться ядерным оружием или по крайней мере помочь ей в обеспечении ядерной безопасности, сказал в феврале после победы на выборах Фридрих Мерц, который сейчас занимает пост канцлера.
Макрон заявил после этого, что в ответ на «исторический призыв» Мерца «решил начать стратегические дебаты о защите наших европейских континентальных союзников с помощью наших [ядерных] средств сдерживания». Вскоре после этого он анонсировал развертывание к 2035 году истребителей Rafale с гиперзвуковыми ядерными ракетами на востоке Франции. Такие слова несут угрозу миру, и Россия относится к ним серьезно, прокомментировал тогда выступления французского президента секретарь Совета безопасности РФ Сергей Шойгу. МИД назвал высказывания Макрона угрозой в адрес России.
Начавшиеся обсуждения с европейскими партнерами вряд ли приведут к пересмотру ядерной доктрины Франции, но могут быть предприняты другие изменения с целью продемонстрировать решимость Парижа противостоять противникам, цитирует Financial Times французского чиновника.