Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

В России возник черный рынок кодов маркировки товаров, которыми правительство «обложило» половину продукции

Игорь Иванко / Агентство «Москва»

Коды системы маркировки «Честный знак», которые правительство обязало размещать на десятках товаров от бутылок молока и пива до велосипедов и фотоаппаратов, чтобы бороться с нелегальной продукцией, свободно продаются на онлайн-площадках и на рынке «Садовод» в Москве, выяснили «Известия». По данным издания, стоимость одного уникального кода Data Matrix, дающего возможность поставить товар в магазин или выставить его на продажу в маркетплейсе, колеблется от 3 до 15 руб. в зависимости от объема партии.

Чтобы легально получить маркировку, производителю или поставщику необходимо зарегистрироваться в системе «Честный знак». Для этого нужно оформить разрешительные документы, подтвердить качество товара в одной из аккредитованных лабораторий и получить электронную цифровую подпись. Без этого реализация продукции в охваченных маркировкой категориях невозможна. Правительство начало внедрять систему маркировки в обязательном режиме с 2016 года. Целью было создание механизма, который позволит контролировать движение продукции от производителя до потребителя. При этом внедрение маркировки потребовало от компаний крупных вложений, а каждый код обходится примерно в 0,5 руб. без НДС, которые идут оператору системы — Центру развития перспективных технологий (ЦРПТ). Последний работает на основе государственно-частного партнерства. Власти заявляли, что этот механизм очистит рынок от нелегальной продукции, с которой предприниматели не уплачивают налоги.

В ЦРПТ отметили, что за время работы системы в обувной отрасли продажи контрафакта сократились на 71%, в легкой промышленности — на 36%, а в парфюмерии — на 43%. При этом в Российском союзе кожевников и обувщиков отмечали, что маркировка обуви, которая действует с 2020 года, пока не решает проблему незаконного оборота. Многие компании, столкнувшиеся с необходимостью маркировать продукцию, также предупреждали, что система будет уязвима и предприниматели найдут способ обойти ее.

В Минпромторге в рамках борьбы с черным рынком кодов намерены ужесточить контроль за разрешительной документацией в системе «Честный знак». В частности, ЦРПТ обяжут проверять их подлинность и актуальность. «При вводе продукции в оборот предприниматели должны сообщать сведения о разрешительных документах — этот механизм планируют доработать в части введения дополнительных инструментов цифрового контроля и однозначной привязки такой документации к конкретным единицам продукции», — отметили в Минпромторге. По словам представителя ведомства, новый подход позволит исключить тех участников системы маркировки, которые сейчас подменяют документы, используя бумаги на похожий товар и предоставляя недействительные или аннулированные сертификаты.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку