Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Россия не сможет восстановить потери дальней авиации после украинской операции «Паутина»

Ssu.gov.ua

России нечем заменить бомбардировщики, уничтоженные украинскими дронами в ходе операции «Паутина». Подбитые суда не производятся уже несколько десятилетий, а новых самолетов для дальней авиации придется ждать долго.

На ядерный потенциал России потери особо не повлияют, так как он в основном состоит из ракет наземного и подводного базирования, говорят западные эксперты, с которым пообщался Reuters. Однако подбитые бомбардировщики Ту-95МС и Ту-22М3 были частью парка дальней авиации, и их Россия использовала на протяжении всей войны для нанесения ударов обычными ракетами по украинским городам, оборонным заводам, военным базам, энергетическим объектам и другим целям, говорит Джастин Бронк, эксперт по авиации из лондонского Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI). На распространенных Службой безопасности Украины (СБУ) видеокадрах атаки дронов видно, что некоторые самолеты снабжены крылатыми ракетами Х-101. Эти же самолеты периодически совершали патрульные полеты в Арктике, Северной Атлантике и северной части Тихого океана для демонстрации силы и сдерживания западных противников России.

Перед вторжением в Украину в 2022 г. Россия располагала флотом из 50-60 самолетов Ту-95МС и около 60 Ту-22М3, а также примерно 20 тяжелых бомбардировщиков Ту-160М, способными нести ядерные боеголовки, говорит Бронк. По его оценке, она потеряла более 10% совокупного парка Ту-95МС и Ту-22М3, учитывая атаки в рамках операции СБУ «Паутина» и более ранние потери. По данным Oryx, до прошедших выходных Россия лишилась пяти Ту-22М3 и одного Ту-95М. Эти потери «окажут серьезное давление на ключевую российскую силу, которая и так уже действовала на пределе возможностей», сказал Бронк Reuters.

На самом деле, потери могут быть больше, хотя точные оценки различаются. СБУ и Генштаб Украины сообщили, что вывели из строя 41 воздушное судно Воздушно-космических сил РФ, включая Ту-95МС и Ту-22М3, а также самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50. В НАТО The Moscow Times подтвердили масштабы ущерба: «Украинским военным удалось повредить более 40 российских самолетов. От 10 до 13 из них были уничтожены, в том числе как минимум один разведывательный самолет А-50». По оценке США, удару подверглись до 20 самолетов, из которых около 10 были уничтожены, рассказали Reuters два американских чиновника. О 20 самолетах со ссылкой на чиновников США, знакомых с данными разведки, писала и The New York Times, хотя это было до того, как СБУ в среду опубликовала новые видео с дронов, атаковавших российские авиабазы.

На этих видео, в частности, видно, как дроны приземляются на два самолета А-50. Неизвестно, нанесли ли они им урон, так как съемка завершается до возможного взрыва. На самолетах не видно двигателей, то есть возможно, что они не эксплуатировались, сказал The Wall Street Journal Сэм Лэйр из Исследовательского центра по нераспространению оружия Джеймса Мартина. На сделанных в понедельник спутниковых снимках отсутствует один из пяти находившихся на базе А-50.

Заменить Ту-95М и Ту-22М3 будет проблематично. Они были сняты с производства еще в советское время, а имеющиеся самолеты модернизировались, говорит Дуглас Барри, эксперт по аэрокосмической технике из Международного института стратегических исследований в Лондоне. Воспроизводство таких же самолетов он считает крайне маловероятным, и неизвестно, есть ли у России хотя бы пригодные для использования корпуса для них. Кроме того, западные санкции ограничивают поступление в Россию таких компонентов, как микропроцессоры, которые необходимы для авионики, хотя частично ей удается закупать их по альтернативным каналам, добавляет Барри.

Россия производит Ту-160М, но, как сообщил один Z-блогер, всего четыре штуки в год, отмечает Reuters. Медленно идет и разработка многоцелевого стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения ПАК ДА. Испытательные полеты запланированы не ранее следующего года, а производство может начаться только в 2027 г. Теперь, после потери части дальней авиации, нужно было бы ускорить процесс, но это вряд ли возможно, полагает Ханс Кристенсен из Федерации американских ученых.

Бронк из RUSI также скептичен: «Из-за нехватки бюджетных средств и санкционных ограничений на поставку материалов и технологий России в принципе будет трудно выполнить программу ПАК ДА в ближайшие пять лет, не говоря уже о ее ускорении».

Мик Малрой, бывший заместитель помощника министра обороны США, сказал WSJ:

«Паутина» войдет в историю как одна из самых эффективных спецопераций с использованием разведданных. Тайная разработка платформы для ее проведения, оперативная безопасность, которую удалось обеспечить для ее реализации, а также мастерство и опыт, необходимые для выполнения, были исключительными.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку