Россия резко сократила поставки бензина в другие страны: экспорт по морю в мае составил всего 133 тыс. тонн топлива. Показатель упал на 47% год к году и на 63% по отношению к апрелю. Это следует из обзора Центра ценовых индексов (ЦЦИ), с которым ознакомился РБК. В итоге за пять месяцев 2025 года морской экспорт бензина уменьшился на 3,3% год к году, до 1,7 млн тонн.
Главной причиной обвального падения экспорта в мае стало прекращение поставок в Азию, которое произошло из-за «неблагоприятной ценовой конъюнктуры и крепкого рубля», отмечают эксперты ЦЦИ. При этом еще в апреле российские экспортеры продали в Азию 156 тыс. тонн бензина. Также на экспорте сказались ремонты на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), которые были продлены до конца месяца. Так, ремонты установок первичной переработки на Комсомольском НПЗ, «Уфанефтехиме» и Волгоградском НПЗ в совокупности привели к сокращению производства бензина на 72 тыс. тонн по сравнению с апрелем. Кроме того, как говорится в обзоре ЦЦИ, на внутреннем рынке сезонно вырос спрос на топливо.
Ключевым направлением поставок бензина в мае остались страны Африки. Экспорт топлива туда достиг 90 тыс. тонн, увеличившись на 90% год к году и на 17% месяц к месяцу. За первые пять месяцев текущего года в Африку было направлено 622 тыс. тонны бензина, что на 3% больше аналогичного показателя 2024 года. Вторым по объемам поставок направлением стала Бразилия, куда в мае была отправлена 41 тыс. тонн бензина, что на 17% больше, чем годом ранее.
Из данных ЦЦИ следует, что в 2025 году на экспорт отправляется всего два—четыре судна с бензином в месяц, подсчитал эксперт агентства количественной аналитики «Сиала» Владимир Никитин. «Весной не было сильных ударов БЛПА по НПЗ, а эти риски явно закладывались. Поэтому запасы могут быть и избыточными, соответственно, экспорт может скоро вырасти», — добавил он.
Бензин, в отличие от дизельного топлива, не является для российских нефтяников ключевым экспортным товаром, отмечает управляющий партнер NEFT Research Сергей Фролов. «Объем его зарубежных поставок относительно невелик, а на экспорт поставляется только излишек того, что не было поставлено на внутренний рынок, плюс некоторые объемы бензинов, не соответствующих экологическому Классу-5», — пояснил он.
В то же время, по словам профессора Финуниверситета при правительстве Михаила Юмаева, крепкая российская валюта снижает рублевую выручку экспортеров, что делает внутренний рынок для нефтяников более привлекательным. «С учетом окончания ремонтных работ на НПЗ, достаточных запасов бензина на внутреннем рынке и бесперебойного обеспечения аграриев в активный период сельскохозяйственных механизированных полевых работ ожидается восстановление уровня морского экспорта», — говорит аналитик ЦЦИ Давид Мартиросян. Он добавил, что на это может повлиять в том числе ослабление российской валюты до уровня близкого к 100 руб. за доллар во второй половине текущего года.