Студентам вузов разрешили работать учителями вне зависимости от специальности из-за дефицита кадров. Такой законопроект Госдума приняла в первом чтении 10 июня. Согласно документу, устроиться в школу можно будет, начиная с четвертого курса. Для этого потребуется пройти профессиональную переподготовку по педагогическому направлению. Затем студенты смогут вести уроки по предметам, совпадающим с их профилем обучения. Например, будущему химику поручат преподавать химию. Соответствие будет определять работодатель, то есть школа.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что законопроект направлен на сокращение дефицита кадров. «Учитывая нехватку учителей в школах, особенно в сельских, это решение позволит снизить потребность в их кадровом обеспечении», — сказал он. Ранее Володин говорил, что в глубинке не хватает 30% педагогов, особенно по таким предметам, как математика, химия и физика. По данным Росстата, незакрытая кадровая потребность в учителях в этом учебном году составляет 1,8%, что эквивалентно 18,7 тыс. вакансий. Осенью зампред профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий заявлял о нехватке как минимум 250 тыс. педагогов в России.
До этого законопроекта право преподавать в школах было только у студентов, закончивших минимум три курса по педагогическим специальностям. Им воспользовались 35 тыс. человек. При этом коллеги Володина усомнились в эффективности новой инициативы. Первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин предупредил о рисках появления неквалифицированных учителей, которые к тому же не смогут нормально доучиться по своей специальности, так как вместо этого будут работать в школе. «Это иллюзия решения вопроса дефицита учителей вместо его реального решения», — подчеркнул депутат.
Со Смолиным согласился глава комитета Сергей Кабышев. Он назвал законопроект «вынужденной мерой». По его мнению, реальный эффект будет иметь только повышение зарплат и улучшение условий труда учителей. «Причины дефицита педагогических кадров лежат в финансово-экономической плоскости, и Госдума неоднократно обращалась в адрес правительства с предложением о повышении зарплаты учителей и уровня социальных гарантий», — сказал Кабышев.
Его поддержала глава думского комитета по просвещению Ирина Белых. «Это происходит не от хорошей жизни: существует колоссальный кадровый дефицит. Мы не питаем иллюзий. Это выверенные шаги, которые нам сейчас необходимы как одна из форм, которые могут помочь решить этот вопрос», — признала она.
О нехватке учителей говорят и федеральные министры. Каждый четвертый студент-педагог бросает вуз, при этом работают преподавателями менее 42% от общего количества обучившихся, говорил в конце апреля глава Минтруда Антон Котяков. Он отмечал, что до 2030 года в России нужно подготовить 480 тыс. работников в сфере образования и 200 тыс. из них должны составлять школьные учителя. Сейчас их 1,3 млн.
Наибольшая потребность в учителях наблюдается в Краснодарском и Красноярском краях, а также Иркутской, Свердловской и Новосибирской областях, сообщал в мае министр просвещения России Сергей Кравцов.