Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Казахстан, Кыргызстан, Грузия и Армения резко ужесточили контроль за поставками в Россию подсанкционных товаров

Пропускной пункт «Верхний Ларс» на российско-грузинской границе
Пропускной пункт «Верхний Ларс» на российско-грузинской границе Елена Афонина / ТАСС

Российские компании столкнулся с резким увеличением сроков поставки товаров из стран СНГ из-за ужесточения таможенных проверок, рассказали «Известиям» представители бизнеса. По словам коммерческого директора «Импая Рус» Алексея Разумовского, контроль за пропуском товаров усилили в Казахстане, Кыргызстане, Грузии и Армении, а без задержек сейчас работает только Беларусь. Сильнее всего увеличились сроки доставки через Казахстан — если раньше товары из страны приходили через 10–30 дней, то теперь они идут по полтора месяца, отметил основатель Anderida Financial Group Алексей Тараповский.

По словам владельца «Альянс Тракс» Алексея Иванова, в первую очередь задержки касаются поставок электроники, но выборочно затрагивают и другие категории товаров, в том числе автокомпоненты и комплектующие. Усиленный контроль также распространился на продукцию двойного назначения, добавила коммерческий директор Novasmart Ольга Шоалл. «Особое внимание сейчас уделяется технологической продукции — в условиях дефицита серверов и вычислительной инфраструктуры такие товары могут использоваться и в гражданских, и в военных целях. Поэтому за ними особенно следят. А вот брендовые вещи вроде сумок Gucci или Louis Vuitton как проходили, так и проходят», — подтвердил Разумовский.

Усиление таможенного контроля со стороны стран СНГ происходит на фоне давления западных санкций, роста транзитных потоков (в среднем на 30% в 2024 году), а также борьбы с серыми схемами импорта, отметила Шоалл. Российский бизнес уже начал рассматривать альтернативные каналы поставки товаров, однако все они сопряжены с новыми логистическими и юридическими издержками, говорит Чернов. В частности, в качестве потенциальных транзитных узлов выделяют Узбекистан и Туркменистан. При необходимости также возможна поставка товаров через Монголию, считает доцент кафедры международного бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова Анастасия Прикладова.

Между тем задержки на таможне «дружественных» стран могут вызвать временный дефицит в отдельных нишах, особенно в сегменте электроники и автокомпонентов. Это приведет к росту цен для потребителей примерно на 10%, говорит Иванов из «Альянс Тракс». Совладелец и замдиректора ПЭК Вадим Филатов добавил, что перевозчики теряют до 20 тыс. руб. в сутки из-за простоев на границе. По его словам, за первые пять месяцев текущего года стоимость логистики выросла на 25% в годовом выражении. Подобные проблемы с транзитом через «дружественные» страны уже возникали в 2022 году, но были быстро решены, напомнила Анастасия Прикладова из РЭУ им. Г.В. Плеханова. Она выразила надежду, что и в этот раз ситуация стабилизируется по схожему сценарию.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку