России не стоит рассчитывать на то, что искусственный интеллект принесет серьезный стимул экономике, заявил Герман Греф, президент Сбербанка, активно внедряющего эти технологии. У Сбера есть свой сервис на основе искусственного интеллекта, эффект от которого госбанк оценивает почти в полтриллиона в год (450 млрд руб. в прошлом году и не меньше – в этом), но большая часть российского бизнеса к нему совершенно не готова.
«Мы говорим "искусственный интеллект" как панацея... Ну какой искусственный интеллект? Подавляющее большинство наших отраслей от искусственного интеллекта на абсолютно недосягаемом расстоянии находятся. Миллионы световых лет», – заявил он на Финансовом конгрессе ЦБ.
Чтобы пройти этот путь, по словам Грефа, надо наладить менеджмент и оцифровать процессы в компаниях. Только после этого можно будет думать о переходе к ИИ: «Технология искусственного интеллекта — это вишенка на торте. Если торта нет, то вишенку положить некуда. Торт надо испечь сначала». Греф сравнил это с электрификацией, которая когда-то привела к скачку производительности: прежде чем устанавливать новое, передовое оборудование, сначала надо подвести электричество.
Власти этого расстояния не замечают. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина говорит о «стремительном внедрении искусственного интеллекта во все отрасли — от медицины и финансов до логистики и образования». Это, по ее мнению, «не просто автоматизация, а фундаментальные изменения способов производства и управления», которые обозначают «структурные сдвиги совершенно нового типа».
Перечисленные Набиуллиной отрасли, скорее, исключение, которое подтверждает общее правило. Президент ВТБ Андрей Костин привел в пример «Северную верфь», модернизацию которой начинает госбанк: после этого производительность вырастет в 16 раз. Этот пример впечатлил Грефа: «Ну как в 16 раз можно поднять производительность труда? Это означает, что она там лежит просто на полу... В этих предприятиях искусственный интеллект может дать очень мало». Между тем, есть верфи, построенные в военное время или даже в 1930-е годы, напомнил Костин. По его словам, в России много хронически неэффективных предприятий и даже отраслей, которые просто не могут стать эффективными, проще их закрыть. Вряд ли искусственный интеллект поможет, например, терпящей бедствие угольной отрасли.
Поэтому разрыв между продвинутыми и отсталыми отраслями и компаниями будет увеличиваться, предупреждает Греф. Те, кто готовы к внедрению ИИ-технологий, будут уходить вперед. Это, по мнению банкира, может привести к банкротствам – речь идет не о полугоде-годе, а о среднесрочной перспективе, 3-5 лет, уточнил Греф. По его мнению, сначала это будет происходить в тех отраслях, где есть лидеры, но потом может распространиться на другие.