Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Российские самолеты на замену Boeing и Airbus подорожали на 45–70% за два года

Сергей Киселев / Агентство «Москва»

Российские гражданские самолеты, выпуск которых власти обещали поставить на поток после запрета на поставки в Россию Boeing и Airbus, до сих пор не вышли в серийное производство, но успели резко подорожать. Согласно протоколу совещания в Минтрансе с представителями авиакомпаний, «Ростеха», ОАК и Росавиации, с которым ознакомились «Известия», за два года самолеты стали дороже на 45–70%.

Так, среднемагистральный узкофюзеляжный МС-21 теперь стоит 7,6 млрд руб., хотя еще летом 2023-го его стоимость оценивалась в 4,3–4,6 млрд. Турбовинтовой ближнемагистральный Ил-114-300 подорожал с 1,44 млрд руб. до 2,6 млрд. При этом глава Минпромторга Антон Алиханов ранее отмечал, что первые три лайнера этой модели будут стоить по 4 млрд за штуку. «Это на уровне Bombardier, ATR, то есть тех самолетов, которые являются аналогами», — подчеркивал министр. Также с 178 млн руб. до 315–320 млн выросла стоимость «нового кукурузника» ЛМС-901 «Байкал», производство которого не смогли наладить даже после требования президента РФ Владимира Путина ускорить процесс.

В «Ростехе», который отвечает за выпуск самолетов, заявили, что прогнозные цены озвучивались давно, поэтому они не учитывают текущую экономическую ситуацию. По словам представителя госкорпорации, все дорожает, включая материалы и электронику. В то же время собеседник «Известий» отметил, что цены на первые образцы всегда выше, и с наращиванием серийного производства они будут снижаться. «С профильными ведомствами и авиакомпаниями прорабатывается программа по снижению себестоимости самолетов, которая не одномоментно, но в перспективе до 2030 года даст результаты», — сказал представитель «Ростеха», добавив, что на данный момент при сравнении цен на иностранные и отечественные самолеты разница «получается несущественная».

Стоимость владения самолетом — одна из ключевых статей расходов авиакомпании и, несомненно, высокая цена лайнера негативно отражается на экономике перевозок, отметил директор по информполитике и корпоративным коммуникациям Smartavia Виктор Аношкин. При этом он подчеркнул, что стоимость лизинга гораздо важнее цены самолета, поскольку при выгодном финансовом продукте эксплуатация даже дорогого воздушного судна может быть рентабельной.

В Минтрансе поручили Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) совместно с авиакомпаниями проработать модели операционного и финансового лизинга самолетов. В свою очередь в ГТЛК отметили, что ставка аренды отечественных самолетов может быть экономически целесообразной только при 100-процентном финансировании закупки лайнеров из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Вместе с тем аренду предлагается разбить на 10 и 7 лет, плюс предоставить год на ремаркетинг (в случае предоставления средств ФНБ на 20 лет и с учетом аванса за два года). В протоколе совещания в Минстрансе отмечается, что стоимость воздушных судов должна быть сопоставима с иностранными аналогами, а финансовая модель — подтверждать возвратность средств ФНБ.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку