Российские силовики усилили репрессии в отношении граждан, которые делали пожертвования сторонникам Алексея Навального, сообщает «Медиазона». По ее данным, каждое третье уголовное дело, касающееся финансирования «экстремистской организации», связано с донатами соратникам убитого политика. Причем это затронуло не только известных активистов, но и непубличных людей.
Дела за пожертвования основанному Навальным Фонду борьбы с коррупцией (ФБК), который признали экстремистским в августа 2021 года, стали возбуждать летом 2022-го. В 2025 году, пишет «Медиазона», возбуждение таких дел стало в России «рутиной» и из отрытых источников уже известно о 76 «уголовках» против жертвователей ФБК в 38 регионах от Калининградской до Магаданской области. Москва находится на первом месте по числу дел (11), следом идут Краснодарский край (6) и Калининградская область (5). Этот список, скорее всего, неполный, отмечают журналисты.
Первые дела против донатеров стали возбуждать в августе 2022 года после того, как силовики получили доступ к информации о переводах денег через американский платежный сервис Stripe, который в ФБК называли безопасным. Например, был задержан сооснователь «Диссернета» и журналиста «Новой газеты» Андрей Заякин, которого обвинили в финансировании «экстремистской организации» (ч.1 ст. 282.3 УК РФ, до 8 лет лишения свободы) за перевод ФБК, осуществленный 5 августа, когда выяснилось, что у силовиков есть доступ к данным о транзакциях через Stripe.
Речь идет об идентификаторе merchant ID — счете, на который стали ориентироваться силовики при доказательстве платежей в адрес ФБК. Сейчас merchant ID стал ключевым доказательством в делах о финансировании экстремизма, отмечают расследователи.
Следующая волна известных дел и задержаний прошла уже в 2023 году в Омске, Орле, Иркутске и других регионах. К этому времени власти научились вычислять даже и те донаты ФБК, где в банковских выписках прямо не упоминалась запрещенная организация.
В 2024 году по всей стране в суды поступило уже 25 дел о пожертвованиях ФБК, а за первые полгода 2025-го — как минимум 34 — больше, чем за предыдущие три года.
Несколько россиян, имеющих отношение к донатам ФБК, рассказали, что во время разговора силовики упоминали некую «федеральную программу» по преследованию жертвователей и соответствующих списках, которые им спускает руководство. «Следователь говорила, что у нее список из тысячи таких, как я», — отметила одна из собеседниц.
Согласно подсчетам, в регионах за пожертвования ФБК приговоры пока относительно мягкие — в основном штрафы. В Москве почти во всех случаях приговаривают к реальным срокам от 3 лет в колонии (6 вердиктов). Всего лишение свободы присудили десяти обвиненным.