Российские мобильные операторы зафиксировали резкий рост голосового трафика на фоне ограничений властями звонков в Telegram и WhatsApp. В среднем по России показатель вырос на 9%, но в отдельных регионах — на 25%, сообщили «Коммерсанту» в Т2. «Несмотря на незапланированный рост, сеть справляется с нагрузкой на голосовой канал», — подчеркнул представитель оператора.
Количество минут, которые абоненты «Т-Мобайла» проговорили по телефонной сети, 11 и 12 августа, когда начались блокировки, увеличилось на 25% относительно аналогичного периода на прошлой неделе, отметил директор по развитию бизнеса оператора Антон Никольский-Волконский. Число абонентов, использующих голосовой трафик, выросло на 5%, добавил он. В «Вымпелкоме», МТС, «Мегафоне», «Сбермобайле» и «Газпромбанк Мобайле» данных не предоставили.
Переход на голосовую фиксированную связь в условиях блокировок выбирают около 25% абонентов, оценил гендиректор агентства TelecomDaily Денис Кусков. При этом показатель он назвал «предельным, зафиксированным на данный момент», отметив, что большая часть пользователей переходит в другие приложения для голосовых вызовов. Однако к концу месяца «доля показателя может достигнуть отметки 50%», спрогнозировал Кусков.
В течение последних трех лет мобильный голосовой трафик в России падал в среднем на 6% в год. Таким образом, даже при росте на 20–25% его объем немногим превысит уровень пандемийного 2020 года, говорит управляющий партнер компании «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов. «Вопрос в том, как быстро в случае "блокировки навсегда" пользователи найдут альтернативу», — добавил он.
13 августа Роскомнадзор объявил о «частичном» ограничении звонков через Telegram и WhatsApp. В ведомстве пояснили, что решение принято из-за «многочисленных обращений граждан», которые пожаловались на то, что мессенджеры «стали основными голосовыми сервисами, используемыми для обмана и вымогательства денег, вовлечения в диверсионную и террористическую деятельность». В Минцифры заявили, что доступ к звонкам в Telegram и WhatsApp будет восстановлен, когда мессенджеры выполнят требования по соблюдению российского законодательства.
Ранее осведомленный источник Forbes сообщил, что блокировать звонки в Telegram и WhatsApp власти начали по просьбе «большой четверки» операторов связи (МТС, «Мегафон», «Билайн» и Tele2). Это подтвердил первый замглавы комитета Госдумы по информполитике Антон Ткачев. Он отметил, что просьба была связана с тем, что россияне начали меньше использовать обычные телефонные звонки, из-за чего компании теряют средства для поддержания инфраструктуры.