Американская нефтесервисная компания Weatherford International расширяет бизнес в России, несмотря на более строгие санкции США, вступившие в силу в начале года с целью ограничить приток нефтедолларов, необходимых Владимиру Путину для продолжения войны. В то время как более крупные конкуренты Baker Hughes и Halliburton продали российские подразделения их менеджменту, Weatherford, занимающая четвертое место в списке нефтесервисных компаний, остается в России.
Financial Times обнаружила около 100 объявлений о вакансиях, размещенных Weatherford в России с конца февраля, когда вступили в силу новые санкции США, направленные на ограничение деятельности нефтесервисных компаний в стране. В первом полугодии приходящаяся на Россию выручка компании составила 7% от совокупных $2,4 млрд, тогда как годом ранее – 5%. Денежные средства и другие активы Weatherford в стране составили на конец июня $332 млн по сравнению с $233 млн на конец 2024 года, следует из документов, поданных в Комиссию по ценным бумагам и биржам США.
Санкции, подготовленные в конце работы администрации Джо Байдена и введенные Дональдом Трампом, запрещают предоставлять американские услуги по разработке нефтяных месторождений, производству сырой нефти и нефтепродуктов любым лицам в России. Эти меры были приняты по требованию конгрессменов, которые хотели заставить уйти из России остающуюся там Schlumberger (сейчас называется SLB), являющуюся лидером сектора, и Weatherford. Вашингтон также ввел санкции против более чем 30 российских поставщиков нефтесервисных услуг с целью подорвать работу отрасли, являющейся крупнейшим экспортером в России.
Один их конгрессменов, член Палаты представителей Ллойд Доггетт, заявил FT:
В то время как Путин с каждым днем убивает все больше и больше мирных жителей Украины, у этих американских нефтяных компаний руки в крови, поскольку они помогают финансировать смерть и разрушения.
Доггетт призвал Трампа перестать «практиковать умиротворение».
Гендиректор SLB Оливье Ле Пеш говорил в январе, что ее деятельность соответствует требованиям новых санкций. Из России уходить компания по-прежнему не планирует и с конца февраля разместила 382 объявления о вакансиях.
Работа российского бизнеса Weatherford и SLB, по всей видимости, структурирована так, чтобы представить его как функционирующий в качестве автономных подразделений, без связи с американскими головными организациями, говорит Сергей Вакуленко, старший научный сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии. По его мнению, заработанные в России деньги, скорее всего, остаются в стране и реинвестируются, а не отправляются в материнские компании.
Выводить их не позволяют и введенные российскими властями после начала войны ограничения. Raiffeisen Bank, например, чтобы вывести деньги из России, придумывал сложную схему с покупкой у Олега Дерипаски принадлежащего его фирме пакета акций австрийской строительной компании Strabag. Их предполагалось затем передать материнскому банку в Австрии в качестве дивидендов (сделка не состоялась из-за противодействия США, по чьими санкциями находится Дерипаска).
Применяемая SLB и Weatherford стратегия рискованна, поскольку любое участие американских лиц или организаций будет считаться нарушением законодательства США, говорит Джереми Пейнер, партнер юридической фирмы Hughes Hubbard & Reed:
Одно электронное письмо, отправленное американскому лицу, может привести к нарушению [санкций].
Weatherford – компания гораздо меньшего размера, чем ее конкуренты. У SLB, например, только квартальная выручка составила $8,55 млрд (данные за II квартал 2025 года).