С 1 сентября россияне смогут возвращать купленные смартфоны в магазины, если на них нельзя будет установить магазин RuStore и другие сервисы из списка обязательных, сообщил ТАСС первый зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин. Он напомнил, что с этой даты производители и поставщики гаджетов обязаны обеспечивать «техническую возможность» скачивания и обновления отечественных приложений. В противном случае покупатель вправе вернуть товар «как некачественный», добавил Шейкин.
Нововведения коснутся в том числе продукции Apple. Ранее российские власти решили уговорить американскую корпорацию вернуть на iPhone отечественные приложения, заблокированные после вторжения в Украину. Однако пока прогресса на этом направлении нет, сообщал близкий к правительству источник «Известий». Тем временем российские магазины начали помечать айфоны без RuStore как «бракованные». Предупреждения о «недостатке» появились на сайтах крупнейших торговых сетей, в том числе «М.Видео — Эльдорадо», обратило внимание «Агентство». В карточке товара говорится, что покупатель, делая заказ, подтверждает свое согласие с приобретением гаджета «на предлагаемых условиях».
Аналогичное указание делает «Мегафон» на сайте своего магазина. «Билайн» помечает айфоны надписью «без RuStore». На онлайн-площадке МТС соответствующий пункт внесен в характеристики продукции Apple — он помечен как «уведомление о недостатке товара». Похожее предупреждение делает restore, сообщая, что на устройстве «невозможно установить и использовать RuStore». В колл-центрах «М-Видео», «Эльдорадо» и restore: сообщили, что условия продажи iPhone с 1 сентября не изменятся.
В список приложений, обязательных к предустановке на любые продаваемые в России гаджеты, с осени войдет и национальный мессенджер Max, сообщало Минцифры. Власти активно продвигают сервис: бюджетников и чиновников переводят туда принудительно, остальных убеждают в его «безопасности» на фоне блокировок звонков в WhatsApp и Telegram Роскомнадзором. Одновременно в Госдуме грозят статусом «иноагента» за критику Max, который IT-специалисты считают «агрессивной шпионской программой», отслеживающей все процессы на устройстве.