Созданные Россией в оккупированных Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областях Украины суды за последние три года приговорили не менее 190 местных жителей за «госизмену», «шпионаж» и «конфиденциальное сотрудничество» с иностранцами, подсчитали «Важные истории».
Две трети приговоров приходятся на статью о «шпионаже». В России по ней судят иностранцев, а на оккупированных территориях — граждан Украины. По статье о «госизмене» судят тех, кому принудительно выдали российский паспорт. Однако, по словам правозащитников, на практике в «госизмене» обвиняют и украинцев без гражданства РФ, хотя это противоречит законодательству. Тех, кто имеет два гражданства — России и Украины, иногда судят сразу по двум статьям. За госизмену российское законодательство предусматривает от 12 до 20 лет лишения свободы, за шпионаж — от 10 до 20 лет, а за конфиденциальное сотрудничество с иностранцами — от 3 до 8 лет.
Средний срок, который получают украинцы на оккупированных территориях за «госизмену» составляет 13,8 лет лишения свободы, за «шпионаж» — 13,3 года. Известно как минимум о двух пожизненных сроках. Более четверти приговоров (28%) приходятся на женщин. Не менее восьми осужденных — подростки. Из открытых данных известно, что пять человек, подвергшихся уголовному преследованию, погибли в неволе.
Поводом для преследования становятся переводы денежных средств украинским волонтерам и военнослужащим, а также переписка с родными. В последней суды часто находят признаки работы на Службу безопасности Украины (СБУ) или Вооруженные силы Украины (ВСУ). Так, например, в одном случае женщину обвинили в госизмене за то, что она в переписке рассказала мужу, что российские военные стоят в местном гражданском учреждении, говорит правозащитник «Первого отдела» Евгений Смирнов.
Сроки за «шпионаж» и «госизмену» на оккупированных территориях получают люди, которые были похищены за месяцы, а иногда и за годы до предъявления обвинений. Родственники, как правило, долгое время не знают, где находится их близкий, пока им официально не сообщат, что он задержан «за противодействие СВО», отмечает правозащитник организации Every Human Being Алексей Ладухин. «Так оккупационные власти пытаются легализовать старые похищения. Сейчас они разгребают дела тех, кого похитили еще в 2022–2023 годах», — пояснил эксперт.
При этом 190 осужденных за «шпионаж», «госизмену» и «конфиденциальное сотрудничество» — лишь малая часть украинцев, преследуемых на оккупированных территориях. Жителей четырех областей Украины судят также за «организацию террористического сообщества» и «участие» в нем. Всего в базе «Мемориала» есть информация о 654 мирных украинцах, которые подверглись преследованию на оккупированных территориях или в России после начала полномасштабной войны. 66 из них еще не предъявлены обвинения.
Всего, как подсчитал дата-аналитик Кирилл Парубец, с начала полномасштабной войны и до июля 2025 года в России и на оккупированных территориях были осуждены 774 человека по обвинениям в «госизмене», «шпионаже» и «конфиденциальном сотрудничестве» с иностранцами.