Российские регионы продолжают принимать законы о запрете «склонения» к абортам. Законодательное собрание Кемеровской области утвердило соответствующую инициативу 29 октября. Документ подписал губернатор Илья Середюк. Изменения вступят в силу 1 января 2026 года. Согласно тексту закона, под «склонением» будут подразумеваться «действия в виде уговоров, просьб, предложений, подкупа, обмана, убеждения, выдвижения требований» в целях понуждения женщины к проведению аборта. При этом речь идет о действиях лиц, которые не являются членами семьи женщины и ее близкими родственниками. Нарушение запрета повлечет административную ответственность, но какую именно — не уточняется.
Аналогичный закон 30 октября принял парламент Республики Алтай. Власти региона признали, что основной причиной абортов в регионе являются «материальные трудности и неустойчивое финансовое положение». «Среди остальных причин прерывания беременности стоит отметить, в том числе давление со стороны родителей, супругов, близких, работодателей и других лиц», — отметили в парламенте. В общей сложности законы, запрещающие «склонять» к аборту, приняли уже 27 регионов России. Среди них Санкт-Петербург, Калининградская, Белгородская, Кировская, Новгородская, Вологодская, Псковская, Тверская, Смоленская, Курская, Орловская, Пензенская, Воронежская, Астраханская, Курганская, Омская области, а также республики Мордовия, Коми, Хакасия, Красноярский и Забайкальский края, Приморье, аннексированный Крым и другие.
В большинстве регионов за нарушение запрета предусмотрен штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. Для должностных и юридических лиц санкции значительно выше и варьируются в зависимости от региона. Самые строгие меры установлены в аннексированном Крыму: для организаций штраф может достигать от 200 тыс. до 500 тыс. руб. Между тем, по данным «Верстки», ни в одном регионе еще не было выписано штрафа за «склонение».
При этом в скором времени может быть принят федеральный закон о штрафах за «склонение» к абортам. Инициативу, предложенную фондом «Женщины за жизнь», в середине октября рассмотрели в Общественной палате (ОП) России, а представители «Единой России» в Госдуме заявили о готовности поддержать ее.