Крупнейшие в России продуктовые ритейлеры стали чаще отказываться от открытия новых магазинов: в январе—сентябре 2025 года они запустили около 5,3 тыс. торговых точек, что на 30% меньше год к году. Также почти на 10% год к году снизился прирост площадей у торговых сетей из топ-200. Это следует из данных Infoline, которые приводит «Коммерсант». За девять месяцев текущего года заметнее всего снизилась динамика открытия магазинов у «Красного & Белого» — на 73,3%, до 53,7 тыс. кв. м, «Ярче» — на 39,98%, до 30,88 тыс. кв. м, и «Магнита» — на 23,83%, до 341,33 тыс. кв. м.
Замедление прироста торговых площадей связано с общим состоянием экономики, в том числе с изменением модели потребления россиян, говорит председатель президиума Ассоциации компаний омниканальной розничной торговли (АКОРТ) Станислав Богданов. Из-за того, что потребители стали заметно экономить, у большинства продуктовых ритейлеров прослеживается очень слабая динамика трафика, отмечает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. В этой связи крупнейшие игроки начинают развивать более компактные магазины — за январь—июль 2025 года средняя торговая площадь продуктовых сетей сократилась на 0,7%, до 312 кв. м, напомнила партнер консалтинговой компании One Story Ольга Сумишевская.
В текущих условиях торговым сетям приходится закрывать или переформатировать менее прибыльные объекты и концентрироваться на форматах с устойчивой экономикой, подчеркивает Богданов. Так, например, ритейлеры все более заинтересованы в развитии жестких и мягких дискаунтеров, популярных у потребителей. По данным Infoline, такие сети становятся лидерами по приросту торговых площадей: за девять месяцев 2025 года сеть дискаунтеров «Находка» увеличилась в 3,4 раза год к году, до 47,4 тыс. кв. м, а сеть «Доброцена» — в 6,3 раза, до 53,2 тыс. кв. м.
Продуктовые сети в обозримом будущем не смогут поддерживать прежние темпы роста, из-за чего основной прирост будет обеспечиваться за счет сделок по слиянию и поглощению, а также развитию франчайзинговых проектов, отметил управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов.
Переход россиян к экономии ударил также и по производителям продуктов питания: в январе—сентябре текущего года выпуск товаров пищевой промышленности упал на 0,6% год к году. Это произошло впервые с 2009 года. «Все чаще покупатели отказываются от продуктов для удовольствия (шашлыки, мясные и сырные деликатесы и т.д.), выбирая более простую еду», — пояснял управляющий партнер Agrotrend.ru Николай Лычев. По его словам, россияне все чаще покупают продукты только по акциям и начинают ходить в дискаунтеры в поисках лучшей цены.