Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Коронавирус произвел революцию в российском ритейле

За пару недель магазины были вынуждены уйти в онлайн и полностью реструктуризировать бизнес

Антон Новодережкин / ТАСС

Оригинал этой статьи был опубликован 9 апреля в англоязычной версии сайта The Moscow Times и East-West Digital News.

За последние недели все ритейлеры ощутили на себе воздействие коронавируса - от ажиотажного спроса для одних до полной остановки продаж для других. Потребительские привычки людей изменились буквально за несколько дней, заставляя ритейлеров, как в онлайн-, так и в офлайн-сегменте адаптироваться к новым реалиям. 

Еще до закрытия магазинов, которое в Москве произошло 31 марта, онлайн-спрос на целый ряд товаров начал резко расти. Так, консервированные продукты пользовались высоким спросом уже в конце февраля, когда лидер рынка онлайн-магазин «Утконос» сообщил о 60-процентном всплеске продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Всплеск продаж

Интернет-магазины сообщили об огромном скачке спроса — иногда эпизодическом — на продукты питания, а также холодильники и другие бытовые товары. По мере того как россияне переходили на удаленную работу и готовились к экономическому кризису, спрос на настольные игры, приставки, товары для хобби, лекарства и даже секс-игрушки увеличивался. 

Чтобы предотвратить взвинчивание цен, крупнейшему онлайн-магазину Ozon даже пришлось заморозить ценники на наиболее востребованные товары. Тем временем компании даже удалось получить новые инвестиции в размере 150 миллионов долларов от российских и американских инвесторов. 

В первую же нерабочую неделю потребительские привычки россиян резко изменились. С 30 марта по 5 апреля количество онлайн-заказов в кафе и ресторанах выросло на 78% по сравнению с тем, что было месяцем ранее, свидетельствуют данные «Яндекс.Кассы». Доходы платных ТВ-провайдеров выросли почти в два раза, количество транзакций в пользу игровых сервисов — на 29%,  образовательных платформ — на 64%. Хотя доходы этих сервисов выросли только на 19% и 5% соответственно. В «Яндекс.Кассе» утверждают, что это связано с тем, что «клиенты выбрали либо недорогие варианты, либо подписались на бесплатный пробный период».

В то же время продажи турпутевок, билетов на развлекательные мероприятия и частные услуги стали резко падать. Так, покупки билетов на концерты, кино и театры сократилась на 65% в первую неделю после закрытия. Количество онлайн-транзакций компаний, предлагающих ремонт, уборку, косметические услуги снизился более чем наполовину.  В то же время, данные «Яндекс.Кассы» показывают, что россияне стали чаще отправлять деньги в благотворительные фонды. Хотя в целом благотворительный сектор это не спасло: он пережил резкое падение после отказа в поддержке со стороны корпоративных доноров. 

Оперативное преобразование

За последний месяц не только продажи, но и организационная часть работы компаний была потрясена пандемией. Начиная с Wildberries и Lamoda, и заканчивая сервисами доставки еды, онлайн-ритейлеры теперь продвигают бесконтактную доставку, при которой курьер и получатель не находятся в близком контакте. Они следуют примеру Ozon, который еще в прошлом году успешно запустил такой сервис. По данным Ozon, за первые две недели марта среднее количество бесконтактных доставок увеличилось на 40%.

В то же время сервисы от Mail.ru Group по доставке лекарств и еды «Все Аптеки»  и Delivery Club начали доставлять безрецептурные лекарства. Их конкурент «Яндекс.Такси» запустил аналогичные услуги.

Взрыв онлайн доставок спровоцировал рост найма сотрудников — редкий случай в настоящее время, когда одна шестая всех компаний уже начала сокращать работников. Wildberries планирует нанять 3500 новых сотрудников и активно продвигает социальную значимость таких инициатив своем на новом сайте по поиску работы. Сервис доставки еды iGooods собирается расширить свой штат курьеров и закупщиков в 2,6 раза — до 3200 новых сотрудников. 

Пока онлайн ритейлеры фиксируют высокий рост продаж, оффлайн продавцы столкнулись с более насущной проблемой — пандемия вынудила власти закрыть большинство точек, кроме магазинов, продающих товары первой необходимости.

Многие сделали ставку на онлайн продажи, запустив новый способ покупки товаров для сокращения человеческих контактов, или преобразовались в так называемые «dark stores» — магазины, закрытые для покупателей, но работающие на доставку.

Например, X5 Retail Group, владеющая Пятерочкой и Перекрестком, запустила кассы самообслуживания в более 360 магазинах. «С помощью повсеместного ввода систем самообслуживания мы хотим минимизировать контакты между покупателями и сотрудниками», — заявляла компания.

Роспотребнадзор призывал россиян использовать бесконтактную оплату, ссылаясь на Всемирную организацию здравоохранения, по мнению которой вирус может оставаться на банкнотах от трех до четырех дней.

Крупные онлайн-магазины также начали помогать небольшим компаниям, закрывшимся из-за карантина. Так, «Яндекс.Директ» предлагает микробизнесам бонусы до 15 тысяч рублей на рекламу, а Wildberries запустила курс онлайн-маркетинга для предпринимателей из сфер, наиболее пострадавших от пандемии — развлечений, спорта, культуры, образования и ресторанного бизнеса.  

Маркетплейсы  фиксируют резкий рост подключений со стороны малых предприятий к своим платформам. Для таких компаний они совместно с Минпромторгом  запустили бесплатные консультации для помощи в разработке стратегии онлайн-продаж.

Еще до эпидемии российская интернет-торговля росла быстрыми темпами — в среднем на 20% в год, а то и гораздо быстрее в случае ряда интернет-магазинов. Ближайшие месяцы покажут, продолжится ли такой бурный рост в
условиях кризиса после ажиотажного спроса в первые недели эпидемии.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку