Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Рынок IPO в США напоминает технобум в 2000 году

Компании привлекли рекордные $149 млрд, воспользовавшись энтузиазмом розничных инвесторов

Фото: Mark Lennihan/AP/ТАСС

Ажиотаж вокруг дебюта Airbnb на Уолл-Стрит начался еще за несколько часов до начала торгов. В то время как инвестбанкиры на основании поступающих заявок пытались определить цену открытия, вдруг начал стремительно расти объем торговли опционами на акции производителя робототехники ABB. Причина очевидной ошибки была в одной букве — в тикере ABB нет буквы N, которая присутствует в тикере Airbnb.

Интерес к ABB быстро потонул в лавине покупок акций Airbnb, которые в прошлый четверг выросли на 112% в первый день торгов после IPO. Все это сильно напомнило лихорадку времен бума доткомов в конце 1990-х гг. К концу дня Airbnb стоила $86 млрд, что даже больше капитализации Goldman Sachs — банка, который помог сервису краткосрочной аренды жилья выйти на фондовый рынок.

Столь высокий энтузиазм в отношении технологических IPO вызывает беспокойство у инвесторов, которые до сих пор с трепетом вспоминают о крахе доткомов. По данным Dealogic, лишь еще три компании, привлекшие по меньшей мере $1 млрд в США, подорожали в первый день сильнее, чем Airbnb, и все они вышли на рынок в период с марта по июнь 2000 г. В их числе была и компания Palm, производитель мобильных устройств PalmPilot.

«Мы все на рынке достаточно долго, чтобы понимать, что ничем хорошим это не кончится, — говорит Джим Тирни, директор по инвестициям AllianceBernstein. — Это признак пузыря, невероятного спроса, того, что розничный инвестор рвется на рынок».

Битва за акции Airbnb и сервиса доставки DoorDash, который провел IPO 9 декабря, резко контрастировала с реакцией рынка в течение большей части 2019 г., когда инвесторы довольно прохладно встретили громкие дебюты таких компаний, как Uber и Lyft. Другие компании, в частности отказавшаяся в конечном итоге от IPO WeWork, не смогли перебороть скепсис инвестиционных управляющих, которые задались вопросом, как предлагаемые инвестбанками многомиллиардные оценки согласуются с убыточными операциями.

В этом же году выведенные на биржу акции быстро росли в цене вслед за ралли технологических компаний, начавшемся после того, как Федеральная резервная система и правительство США применили беспрецедентные стимулы для преодоления экономических последствий пандемии. По словам банкиров и управляющих активами, это одна из причин, по которой инвесторы охотно покупали акции проводящих IPO технологических компаний, даже когда оценки их стоимости зашкаливали.

Рост фондового рынка США, размер которого сейчас составляет $42 трлн, во многом подпитывают именно розничные инвесторы – так же, как перед крахом NASDAQ в 2000 г. Они же активно участвуют в IPO, взвинчивая котировки акций новых компаний, считает Майкл Бауманн, трейдер Fidelity. Присутствие на рынке розничных инвесторов, которого почти не наблюдалось в 2019 г., стало важным фактором. «Институциональные инвесторы тщательно анализируют новые компании, на основании их оценок формируется стоимость – а потом [после размещения] начинаются торги, и мы получаем такие фантастические результаты, – добавляет Бауманн. – Мы не думаем, что причина [роста в начале торгов] – финансовые группы».

Розничные инвесторы также пытаются активно участвовать в росте акций после IPO через специализированный биржевой фонд (ETF) Renaissance Capital.

Американские компании воспользовались столь высоким спросом, чтобы привлечь в этом году в ходе IPO рекордные $149 млрд, по данным Refinitiv. Беспрецедентной стала ситуация, когда в течение семи месяцев подряд они размещали акции более чем на $10 млрд. И даже если исключить бум среди специализированных компаний (SPAC), которые привлекают средства в ходе IPO, чтобы затем на них покупать другие компании, первичные размещения идут самыми быстрыми темпами с 2014 г., несмотря на провал в марте, когда новых листингов не было.

Резкий рост акций крупных технологических корпораций в 2020 г. стал подарком для компаний, решивших провести IPO. В сентябре инвесторы взвинтили цены на акции облачной компании Snowflake, сделав ставку на то, что ей будет выгоден перевод бизнесом своих операций в онлайн. Акции Snowflake выросли более чем вдвое в первый день торгов, и их приобрела даже Berkshire Hathaway Уоррена Баффетта, который обычно предпочитает недорогие покупки. Аналогичные мотивы подняли цену акций DoorDash, извлекшей выгоду из бума на доставку продуктов.

Airbnb предоставляет пользователям возможность сдавать свои дома и квартиры в аренду туристам, и ее IPO можно считать поворотным моментом для инвесторов, если учесть, что, в отличие от технологических компаний, этот бизнес все еще страдает от пандемии. Управляющие делают ставку на то, что глобальная вакцинация поможет пережить спад компаниям, наиболее пострадавшим от коронавируса, в том числе в секторе путешествий и гостиничного бизнеса.

Банки ожидают, что поток новых эмиссий продолжится и в 2021 г. Подготовку к IPO, которое может пройти уже в следующем году, начал владелец торгового приложения для розничных инвесторов Robinhood, особенно популярного среди нового поколения трейдеров. Об этом говорят люди, знакомые с ситуацией в Robinhood.

Есть сотни достаточно крупных новых частных компаний, которые могут стать публичными, в том числе более 70, которые стоят более $5 млрд, говорит Джейн Данлеви, содиректор глобального подразделения интернет-инвестбанкинга Goldman Sachs. «Суперцикл продолжится, — говорит Данлеви. — Значение технологических компаний, вероятно, никогда не было столь большим. Ковид также ускорил рост некоторых компаний и даже испытал некоторые из них в бою, сделав сильнее».

«Когда рынок IPO раскрывает объятия, торговля после выхода на биржу может грозить надуванием пузыря, — предостерегает Мэтт Макленнан, начальник глобального отдела акций стоимости First Eagle Investments. — Инвесторы демонстрируют доверие рынку, но доверия в данный момент, похоже, слишком много».

Перевел Виктор Давыдов

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку